Творческий бизнес: изготовление декоративных изделий из кости

Технология изготовления изделий из кости и рога

  Сырье для изготовления изделий из кости и рога является отходами мясной промышленности и зачастую его можно приобрести почти без затрат.

Вместе с тем, возможно изготовление очень многих изделий: шкатулок, гребней, пуговиц, брелоков, стаканов, ножей для бумаги, пряжек, трубок для курения, мундштуков, табакерок, статуэток, украшений и т. п.
  Материал для художественной обработки должен подбираться тщательнейшим образом, т. к.

все виды кости и рога подвержены разрушению и деформации — растрескиванию, расслаиванию, короблению. Влажность и температура очень влияют на сохранность и качество.

Подготовка материала:   Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить.

Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках.

Обратите внимание

Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха — +15-20°С, относительная влажность — 50-60%.

Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.


Предварительная обработка
:

  • Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов. Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном станке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).
  • Шлифование необходимо для выравнивания поверхности изделия и снятия царапин шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически. Циклей выполняется выравнивание плоскости, совсем мелкие царапины снимают на шлифовальном станке пемзой, разведенной до густоты сметаны.
  • Отбеливание производится для устранения различных дефектов: желтизны, пятен и др. При изготовлении изделий из рога отбеливание считается излишним. Изделия из животной кости подвергаются отбеливанию для более полного обезжиривания. Используется 2-3%-ный водный раствор каустической соды, который вместе с изделием доводится до кипения и затем в течение 20-30 минут выдерживается при температуре +70-80°С. Можно отбеливать известью, для чего кость закладывают в емкость, пересыпая слоями извести (толщиной 5 см), выдерживают 12-36 часов. Также отбеливать можно 30%-ным раствором перекиси водорода (пергидролем), который вместе с опущенной в него костью доводится до кипения. Процесс продолжается в остывающем растворе еще 5-20 минут. После отбеливания изделия тщательно промывают теплой водой и сушат на деревянных лотках при комнатной температуре.
  • Склеивание используется при оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия. Наилучшие результаты при склеивании кости дают рыбий клей, БФ-2, БФ-4, ПВА.

    Полировка изделий:
      Полирование применяется для окончательной отделки изделия для придания поверхности изделия блеска. Полирование производится вручную раствором мела с водой в течение 25 минут с помощью волосяной щетки.

    В промышленных условиях полирование изделий производится на специальном мягком хлопчатобумажном круге с применением меловой мастики в течение 3-5 минут. Хорошо поддается полированию (пастой ГОИ) коровий рог, который принимает ровный, «стеклянный» блеск.

    Отполированное изделие промывают под струей холодной воды.

    Окрашивание изделий из кости и рога:
      Окрашивать можно все сорта кости, предварительно обезжирив их спиртом или пергидролем. Все виды крашения, кроме глубинного, производятся после полирования.

  • Тонировку можно производить с помощью графита, втирая порошок марлевым тампоном в изделие (подходит только для резных изделий). Со всех выпуклых мест изделия порошок удаляется. Тонировать кость можно акварельными красками, для чего ее опускают на 4- 5 минут в насыщенный раствор краски.
  • Поверхностное окрашивание можно производить с помощью естественных, природных красителей, для чего обезжиренную кость опускают на непродолжительное время в крепкий настой красителя (чай, луковая шелуха и т. д.). Для окрашивания кости пригодны анилиновые красители (для шерсти). Изделия после окрашивания промываются холодной проточной водой, а затем сушатся при комнатной температуре. Недостатком основных красителей является подверженность их выгоранию.
  • Глубинное окрашивание предусматривает предварительное обезжиривание кости кальцинированной содой (на 2-3 л воды 30 г соды) в эмалированной посуде. Раствор с костью доводят до кипения и держат на огне 5-7 ч. Затем кость промывают теплой водой и сушат на открытых деревянных лотках. Обезжиренные пластины связывают проволокой небольшими партиями и опускают в готовый красящий раствор. Конец проволоки зацепляют за край емкости. Используются химические реагенты: раствор медного купороса с аммиаком, хромит хлористый кобальт и др.

    Оборудование для резьбы по кости и рогу:   Для больших объемов производства необходимо приобрести круглопильный станок с различными режущими дисками, обдирочный (опиловочный) станок для выполнения черновой обработки заготовок кости, шлифовальный, сверлильный, токарный, фрезерно-копировальный станки, для работы с рогом понадобятся муфельная печь, пресс и некоторая другая оснастка.

      Для художественной обработки кости и выполнения некоторых вспомогательных операций потребуется бормашина (медицинская), механический лобзик для ажурного выпиливания и контуров изделий, для предания изделию окончательного блеска — полировальный станок.

    Инструменты для резьбы по кости и рогу:
      Специальный инструмент для резьбы по кости и рогу не выпускается. Для данной цели используют в основном инструмент по дереву и металлу. Специфический инструмент, применяемый только при обработке кости, рога и китового уса, изготовляется самими резчиками.

  • Нож с широким лезвием, стамески — одни из самых необходимых инструментов для резьбы по кости и рогу.
  • Терпуг – тяжелый напильник с крупной односторонней насечкой зуба понадобится при обдирке заготовки. Его устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх. Стружка снимается с заготовки движением кости вниз-вверх вдоль инструмента. Режущим моментом является движение вниз.
  • Втиральник применяется при ажурных работах (на проем). Втиральники разной конфигурации изготовляют вручную из инструментальной стали, насечка зуба делается в одну сторону в отличие от напильника.
  • Долик — разновидность втиральника с очень малым диаметром режущей части и нарезкой на одной стороне инструмента. Используется для тончайшей ажурной резьбы.
  • Клепики применяют в гравировке, при резьбе рельефов. Режущая часть выполняется из инструментальной стали. Размер и конфигурация режущей части зависят от характера резьбы и масштаба рисунка. Гравировку выполняют самым кончиком клегшка, держа инструмент почти вертикально.
  • Цикли (гладильщики) применяют в процессе отделочных работ больших плоскостей для выравнивания, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. При работе с коровьим рогом для этой цели используют шабер.
  • Тесло (топорик небольшого размера) применяется для грубой обработки бивней и крупных кусков кости. Им снимают поверхностный слой эмали, поврежденной мелкими трещинами, и выравнивают волнистую поверхность кости. Тесло состоит из металлической части — железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять. Режущая часть тесла устанавливается под углом 60° к рукояти. Она имеет одностороннюю внутреннюю заточку. Угол заточки лезвия 45°. Длина железки 200 мм, ширина от 20 до 40 мм.
      Понадобятся также круглогубцы, кусачки, ножницы и плоскогубцы, линейка, угольник, малка и ерунок, циркуль-разметчик, рейсмус, рашпили и напильники для шлифовально-обдирочных работ, штихели для гравировальных работ, метчики и плашки, молотки столярный и маленький, а также некоторые инструменты, необходимые для работы станков.
  • Резьба по кости и рогу
  • Как делают изделия из кости | Резьба по дереву, кости и камню

    Тобольская косторезная фабрика: как делают изделия из кости

    В 2015 году Тобольская фабрика косторезных изделий отметит свое 85-летие. Она стала правопреемником артели косторезов, организованной в 1929 году В. Денисовым и Т. Песковым. Сегодня это единственное в России действующее предприятие.

    Первые косторезы появились в Тобольске почти 300 лет назад – в начале XVIII века. Это были пленные шведские офицеры, сосланные в Сибирь после Полтавского сражения. Они создавали изделия для домов губернатора и митрополита и на продажу в Москву.

    Официальной датой появления косторезного промысла в Тобольске считается 1874 год, когда была зарегистрирована первая сибирская Мастерская резьбы по кости. Тогда стали создаваться первые эскизы, по которым мастера делают работы и сегодня.

    Например, северная тематика: чукчи в собачьих упряжках, олени, мамонты, охотники и рыбаки.

    ается Тобольская фабрика х

    ке.

    Нынешнее поколение художников по кости ведет свое начало с августа 1929 года, когда при артели «Кустарь» был создан косторезный цех. Теперь он называется Тобольская фабрика художественных косторезных изделий – единственное в своем роде сохранившееся предприятие.

    В остальных регионах страны косторезы работают по одиночке. Большинство изделий на фабрике изготавливается из достаточно дорого материала – бивня мамонта. Это — наследие мезозоя, когда множество пастбищ мамонтов находилось именно на территории Сибири.

    Погибшие животные оставались в грунте, и их останки находят до сих пор. В 30-е годы на Косторезную фабрику мамонтовую кость возили обозами, как поленья. Недавно нашли бывшее пастбище мамонтов в районе Иртыша, теперь сырье доставляется оттуда к мастерам тоннами.

    Помимо бивня мамонта в производство берут коровьи кости, зубы кашалота, рога лосей и быков.

    Важно

    Такие простые с виду изделия проходят долгий путь, прежде чем попадут на прилавок. Для начала рисуется трехмерный эскиз изделия. Затем по рисунку делается образец изделия. Мастер приходит к распиловщику и выбирает у него кость (например, отростки лосиного рога используют для производства мелких фигур типа шахмат).

    Кость распиливают, отрезают все ненужное и «заболванивают» на шлифовальном круге. После начинается долгий процесс выпилки фигурки из кости при помощи стоматологических инструментов. Чаще всего мастера специализируются по изделиям: ножи, украшения, фигурки собачек, людей и т.д.

    После того, как фигурку полностью выпилили, ее нужно доработать: отбелить (этот процесс занимает от трех часов до одной ночи) и отполировать.
    От начала до конца, вплоть до склейки композиции, все этапы производства осуществляются одним человеком и исключительно вручную.

    Разве что только распиловка кости мамонта, которая достигает в весе 70 кг, происходит сейчас не лучковой пилой, а циркулярной.

    Чтобы попасть на работу на Тобольскую косторезную фабрику, необходимо сдать экзамены по рисунку и лепке. Если у молодого человека есть предрасположенность, то его возьмут на обучение в цех, где по истечении испытательного срока можно будет получить первую категорию.

    Однако, как говорят сотрудники фабрики, не все остаются, и уж тем более для единиц резьба по кости становится призванием. Но есть и те, кто сидит за верстаком с 12-ти лет – это дети потомственных косторезов, мамы и папы которых отдали фабрике все свои годы жизни. Не смотря на то, что изделия выставленные на продажу, стоят немалые деньги: от 1-2 тыс.

    руб, а в среднем их стоимость варьируется в районе 10 тыс. руб., мастера на Косторезной фабрике зарабатывают довольно скромные деньги. Производственники говорят, что многое зависит от разряда мастера, количества вырезанных фигурок, их сложности, а также эксклюзивности заказа. В целом за месяц упорного труда можно заработать 15-20 тыс. руб. Всего на фабрике работает 60 человек.

    Большинство из них – мастера резьбы по кости. Производство относится к вредным: в помещении, где происходит выпилка изделий, шумно и пыльно. Однако недавно там сделали ремонт, теперь у каждого работника есть шумоизоляционные наушники и индивидуальная вытяжка (до этого сидеть приходилось в марлевых повязках). Все косторезы работают в одной комнате.

    Совет

    Даже у самых именитых нет отдельного кабинета. Зато свое помещение есть у деревянщиков (они делают подставки под изделия), которых на производстве всего два и работают они посменно.

    Читайте также:  Бизнес-план производства и продажи садовых фигур из гипса

    Тематика для большинства изделий, которые изготавливаются на Косторезной фабрике, была разработана в первой половине XX века. Большинство из них обусловлено историческими мотивами. Так, в Тобольске родился и жил известный русский писатель Пётр Ершов, автор знаменитого «Конька-горбунка». Этой детской сказке и посвящена часть работ косторезов.

    Так как город Тобольск находится в Сибири, в регионе, где развиты охота и рыбалка, среди изделий, конечно же, встречаются образы охотников и диких животных — лис, медведей и другой лесной живности. Так называемые «эталонные работы» в свои годы разработали Порфирий Терентьев, Виктор Лопатин, Гавриил Хазов и другие.

    К ним относятся фигурки мамонтов, композиции «Лиса с утками», «Масленица», «Упряжка оленей» и т.д.

    Фонд образцов фабрики пополняется и сегодня. Нынешние мастера приносят свои эскизы, делают образцы изделий, которые впоследствии уходят в массовое производство и попадают на прилавки.

    Тобольская фабрика косторезных изделий не единожды получала золотые медали на выставках в Париже. А одни из прекраснейших образцов работ сейчас хранятся в музеях Тобольска.

    Они зачастую, выглядят гораздо эффектнее того, что продается в местных лавочках, но и приобрести их, к сожалению, уже нельзя.

    Художественная обработка кости. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

    Археологические находки дают возможность утверждать, что человек начал обрабатывать и использовать кости животных в хозяйственно-бытовых, а затем и в декоративных целях, ещё в глубокой древности.

    Веер, авт. Д.В. Шарыпин, 1895 г. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

    Некоторые находки на территории современной России, датируются VI веком до н.э. Конечно, технологии тогда ещё были не развиты и изделия далеки от той тончайшей кружевной резьбы, которая так восхищает нас сейчас.

    В те древние времена кость во многом заменяла людям нехватку железа, из неё изготавливались многие орудия труда, например иглы и шила.

    Гребень. Резная кость. XIXв Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

    Постепенно, железо прочно вошло в обиход, но это не заменило, а скорее даже укрепило и разнообразило косторезное ремесло. С появлением металлических орудий труда появилось больше возможностей обрабатывать кость, изделия стали более разнообразны.

    Изделия

    Художественно обработанная кость применяется как декоративная отделка,  также из неё изготавливают предметы целиком. Искусство резьбы по кости приравнивается к ювелирному.

    • шкатулки
    • чаши
    • вазы
    • ювелирные украшения
    • декоративные украшения
    • составляющие элементы предметов бытового назначения

    и многое другое.

    Резная кость обладает большим количеством достоинств. Она прочна, долговечна, устойчива к воздействию окружающей среды. Одно из самых главных достоинств, это то, что обработанная кость очень красива.

    Настольное бюро-ларец. Дерево, кость, фольга. Русский музей. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

    Приятный бежеватый оттенок смотрится всегда нарядно и светло. Изделия светятся изнутри, особенно это проявляется в ажурных резных изделиях.

    Настольные приборы, шкатулки, рукояти ножей, декор на оружии — кость излюбленный материал, когда речь идёт о дорогих высокохудожественных изделиях.

    О материале

    «Резная кость» — понятие общее. На самом деле, мастера используют в работе разные виды кости, включая рога, а так же  бивни слона, мамонта, клыки моржа. Используют и кости крупного рогатого скота — цевки.

    Кости различаются цветовыми оттенками, блеском, текстурой. Мамонтовая кость имеет теплый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Моржовая кость светлее и холоднее по цвету, в отличие от бивня мамонта, имеет ячеистую внутреннюю часть, что несколько сужает возможность создания художественных изделий.

    М.И. Перепёлкин, Д.В.Шарыпин, игрушки, 1985 г. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

    Перед началом резьбы, кость подвергают обезжириванию, а затем, применяя резцы, вырезают различные изделия. Рога обезжиривать не нужно.

    Резьба по кости в наше время

    Косторезный промысел продолжает развиваться. Это связано с неугасающим спросом на такие изделия. Резная кость очень красива и декоративна, но достаточно дорога. 

    Корабль. Современная резьба по кости. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

    Продолжают работать предприятия на Русском Севере и в Нижегородской области. Не так давно восстановили промысел в Хотьково.

    Изделия мастеров-косторезов прошлого и современных, хранятся в крупных музеях нашей страны, известны за границей.

    Резьба по кости — советы профессионалов

    Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

    История ремесла

    Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий.

    Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию.

    Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок. 

    Обратите внимание

    У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области. 

    Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

    • резной орнамент со сквозными отверстиями;
    • рельефные сюжетные композиции;
    • разноцветная гравировка элементов;
    • подкладывание цветной фольги под орнамент. 

    Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

    Инструменты и материалы

    Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей. 

    Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

    • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
    • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
    • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
    • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
    • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
    • щеточки, мягкие материалы — полировка работы. 

    В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

    Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными. 

    Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

    Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

    Подготовка кости к работе

    Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается. 

    Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

    Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

    • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
    • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
    • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
    • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
    • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа. 

    Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

    Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

    Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

    Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

    Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

    За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

    • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами. 
    • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины. 
    • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф. 
    • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места. 
    • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость. 
    • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.
    • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом. 
    • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица. 
    • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности. 
    • У вас должна получиться подобная заготовка. 
    • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой. 
    • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта. 
    • Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость. 
    • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную. 

    Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

    Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка. 

    Презентация к уроку «Декоративно-прикладное искусство» на тему: «Резьба по кости» (9 класс)

    Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку «Декоративно-прикладное искусство» на тему: «Резьба по кости» (9 класс)

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    РЕЗЬБА ПО КОСТИ Вид декоративно-прикладного искусства Подготовила учитель музыки и МХК школы 9 г.Мытищи Сушенкова Мария Сергеевна

    Читайте также:  Как заработать на гриле

    2 слайд Описание слайда:

    География Резьба по кости, как декоративно-прикладное искусство, существует практически во всем мире Россия Восток Греция Рим Византия Европа

    3 слайд Описание слайда:

    Важно

    География В России резьба по кости распространена главным образом в Северных регионах: Архангельская (холмогорская резная кость) Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость) город Тобольск (тобольская резная кость) Якутия и Чукотка (якутская резная кость)

    4 слайд Описание слайда:

    Материалы Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.) Трубчатая берцовая кость крупных копытных — цевка (верблюд, корова, лошадь) Бивень (мамонт или слон) Клык моржа Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта

    5 слайд Описание слайда:

    Материалы Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу.

    Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

    6 слайд Описание слайда:

    Материалы Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

    7 слайд Описание слайда:

    Виды резьбы по кости рельефная гладкая ажурная (сквозная) объемная или скульптурная

    8 слайд Описание слайда:

    ГЛАДКАЯ Наиболее проста в исполнении гладкая резьба, применяющаяся для вырезания фигурок, изготовления различных подвесок и амулетов. Мастер работает по заранее нанесенному рисунку, формируя необходимые углубления и подцвечивая их при необходимости краской.

    9 слайд Описание слайда:

    РЕЛЬЕФНАЯ При рельефной резьбе используется слоновая, мамонтовая, моржовая кость, коровий и олений рог. Мастер выбирает фон рисунка, оставляя на кости выпуклый рельеф. Рельеф хорошо сочетается с гравировкой и другими видами резьбы. Ее также можно тонировать в необходимый цвет. Рельефную и рельефно-ажурную резьбу применяют для украшения декоративных предметов интерьера, ювелирных украшений.

    10 слайд Описание слайда:

    Совет

    Ажурная (сквозная) резьба – одна из самых красивых, но и самых сложных работ по кости натуральной. Применяется для небольших резных изделий, особенно для ювелирных украшений.

    Она отличается растительными и геометрическими орнаментами. Встречается орнамент, стилизованный под морскую раковину.

    При сквозной резьбе по кости мастер  выпиливает фон целиком, оставляя на пластине лишь рисунок, похожий на тонкое кружево. АЖУРНАЯ (СКВОЗНАЯ)

    11 слайд Описание слайда:

    Объемная (скульптурная) резьба – применяется для выпиливания фигурных композиций: однофигурных и многофигурных.  Для одной или двух фигур используется одна заготовка, для создания многофигурной композиции фигуры выпиливаются по отдельности, а затем собираются на подставке.При скульптурной резьбе обычно используется коровий или олений рог. ОБЪЕМНАЯ (СКУЛЬПТУРНАЯ)

    12 слайд Описание слайда:

    Шедевры византия Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула. 

    13 слайд Описание слайда:

    Шедевры Европа Набожные люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности.

    Они собирали небольшие скульптуры, особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость.

    Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем. 

    14 слайд Описание слайда:

    Обратите внимание

    Шедевры Китай В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 – 10000 в. до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Изделия китайских резчиков наиболее знамениты в мире.

    15 слайд Описание слайда:

    Самое известное произведение китайских резчиков, обычно поражающее воображение европейцев – «шар в шаре», чья история насчитывает около 1000 лет. Из куска кости вытачивают шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливается несколько отверстий конической формы, вершины которых сходятся в центре шара.

    Затем мастер отмечает в каждом отверстии количество внутренних шариков. Специальным изогнутым резцом начинается вытачивание шариков поочередно, начиная с внутреннего. Затем шарики , вращая друг в друге, покрывают гравировкой или резьбой. Самая первая такая сфера относится к династии Сун (960 – 1279 гг.), это был трехслойный шар.

    В Китае эта техника называлась «работа демона». 

    16 слайд Описание слайда:

    Шедевры народы севера Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки.

    Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны.

    Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

    17 слайд Описание слайда:

    Шедевры народы севера Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей.

    Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов.

    Важно

    Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

    18 слайд Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

    Общая информация

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Виды резьбы по животной кости народов Севера и Китайских мастеров

    • Главная
    • Рукоделие
    • Виды резьбы по животной кости народов Севера и Китайских мастеров

    Изделия из кости крупных животных с выполненной ажурной резьбой сравнимы с украшениями и предметами обихода из драгоценных металлов. Стоимость материала и качество аккуратно выполненной работы ставит поделки в ряд ценных произведений искусства.

    Работа с костью имеет исторические корни с давних времен. Резьба по кости и рогу возникла на заре первых занятий человека прикладным искусством. Благодаря старинному народному ремеслу люди получили инструменты, декоративные булавки, пуговицы, шкатулки, вазы, державки к оружию, наконечники копий и стрел.

    Впоследствии декоративная резная кость становится престижным украшением для женской половины человечества, она применяется в большинстве предметов и вещей для повседневной жизни и праздников.

    Каждый народ славится отточенными веками уникальными мотивами в гравировке по кости. Изделия передают весь народный колорит и чтят традиции страны или местности в великом мастерстве художественной резьбы по кости.

    Китайское искусство обработки кости, рога и дерева

    В древних раскопках на Китайской земле найдены предметы старины, принадлежащие эпохе 3700 года до нашей эры. Среди них немало предметов, отмеченных китайской резьбой по кости.

    Многие предметы представляют собой головоломки, искусно украшенные витиеватой резьбой. Некоторые шары головоломок вложены один в другой и являются неразрывно целыми, поэтому учёные пришли к выводу, что их вырезали именно в таком положении.

    Настоящие головоломки подобного типа составляют до 12 таких сфер, вложенных друг в друга с выполненной гравировкой.

    Совет

    Очень распространенные головоломки из 12 сфер имели смысл сакрального значения, при этом каждая оболочка именовала собой соответствующие мистические сферы планеты Земля.

    Но современные жители утеряли мистический смысл в такой игрушке, но зато раскрыли технологию изготовления гравировки на внутренних шарах.

    Она заключается в том, что в целой сфере делают отверстия в форме конуса, стремящиеся вершиной к центру, а резьба на внутренних оболочках выполняется специальным инструментом.

    Галерея: резьба по животной кости (25 фото)

    Народный резной промысел России и народов Севера

    Обработка кости, сначала простая и незамысловатая, позднее – художественная и богатая берет начало в древние времена. Материалом служили клыки моржей, зубы китов и кашалотов. Чукотские умельцы просто и лаконично оформляли рисунки на материале, для такого промысла характерно небольшое число изображений с деталями при резьбе по рогу.

    В основном ценную кость мастера использовали для изготовления предметов обихода, оружия для охоты на крупных животных и морских обитателей, для которых применялись костяные гарпуны. Несмотря на малое число деталей, в картинках по кости вырезались целые баталии и бытовые истории из народного жанра.

    Якуты стараются в изображении на предмете передать всю красоту ажурного узора с помощью геометрических узоров, в которых тщательно прорезаны и аккуратно обработаны мельчайшие детали каждого орнамента. Тобольские умельцы делают резные миниатюры по типу бытовых повестей народности, их мастерство способствует созданию множественных украшений для женщин.

    Варнавинская резьба по кости

    Мастера в рабочем поселке Варнавино вначале делали свои изделия по принципу холмогорской резьбы, но постепенно произошло отделение и переход в новое направление народного прикладного искусства. Общая схожесть сохранилась, но на работу существенное влияние оказали городецкие и нижегородские мотивы. Впервые стали использоваться приемы объемного выполнения узоров.

    Добавляются в качестве материала слоновьи бивни и кость мамонта, рога крупных млекопитающих. Началом варнавинского резьбового промысла считается 1970 год, с тех пор работает и процветает специальная фабрика с названием «Варко». Здесь трудятся признанные специалисты в этой области, им присвоены заслуженные награды и титулы.

    Работы мастеров имеют ценность не только в своем отечестве, их произведения распродаются по всему миру, и оцениваются многими наградами на конкурсах и выставках. Фабрика специализируется на женских украшениях, предметах быта и сувенирах.

    Тобольская резьба по кости

    Направление развилось в Сибири, там, где в результате охоты появилось много сырья в виде кости мамонта, поэтому заниматься резной костью было просто.

    Именно тобольские мастера выполняют работу по округлой кости с использованием приемов объемной резьбы.

    Часто темой для вырезания мотивов становятся бытовые и военные сценки из жизни северных народов, а изображаются они на коробках для сигар, подсвечниках, шкатулках, брелоках и многочисленных украшениях женщин.

    Хотьковские мастера резьбы

    Направление появилось очень давно в городке Хотьков под Москвой, где опытные мастера передают свои секреты из поколения в поколение. Изделия с изображенными сценами отличаются законченностью и лаконичностью форм, конкретизация присутствует в каждом сюжете. Еще одним характерным признаком является применение комбинированных вставок из дерева или перламутра.

    Описание холмогорской резьбы

    Является древним искусственным промыслом в Архангельском крае. Изумительная окружающая природа дала толчок таланту мастеров.

    Их изделия отличаются эффектом воздушности благодаря тончайшей витиеватой резьбе на поверхности шкатулок, ларцов, характеризующихся четырехскатной высокой крышкой. Витиеватая резьба используется для обрамления старинных и современных икон.

    По своей задумке узоры напоминают следы морозного рисунка на стекле, широко представлены элементы растительности и многочисленные завитки, выполненные в особой технике:

    • орнамент представлен множеством сквозных отверстий;
    • сюжеты выполнены в объемной технике;
    • гравировка выполнена в цветном стиле;
    • под сквозной рисунок подкладывается цветная фольга.

    Выбор материала для резьбы

    По способу исполнения резьба подразделяется на виды:

    • рельефная;
    • сквозная;
    • гладкая.

    В зависимости от этого подготавливается материал, вид готового изделия напрямую зависит от выбора материала. Мастеру важно знать особенности каждого материала и способа его подготовки.

    Кость мамонта используется для многих изделий в разной технике. Она мягче моржовых костей, поэтому быстрее обрабатывается и позволяет делать сквозную резьбу. Из-за длительного залегания в земле останки мамонта окрашиваются в различные природные цвета, что с успехом применяют мастера.

    Слоновая кость является отличным материалом и не уступает по качеству мамонтовым костям. Благодаря большим размерам есть перспектива получить статуэтки и ларцы внушительных габаритов. Из-за природной белизны работа с материалом требует особой проработки всех элементов, так как неопрятности четко проступают на белом фоне.

    Читайте также:  15 видов малого бизнеса с самой высокой наценкой на товар

    Последовательность резьбы

    Класс по подготовке материала

    Все костные останки животных обрабатываются опиливанием нерабочих участков и обезжириванием, для чего кость варят в кальцинированном содовом растворе на протяжении 2–3 часов. После просушки материал распиливается, шлифуется, отбеливается, полируется. Этапы подготовки с применением специального инструмента для резьбы по кости:

    • распиловка включает выбор оптимальных кусков без дефектов и трещин, делается вручную или механическим способом;
    • шлифовкой выравнивается изделие, снимаются трещины, работа производится сначала грубым абразивом, окончательная шлифовка производится полужидкой пемзой мельчайшей фракции;
    • отбеливание имеет конечной целью удаление пятен и желтизны с поверхности и окончательное обезжиривание, процедуру совершают в растворе каустика при кипении в течение получаса;
    • склеивают отдельные части для увеличения размера изделия на рыбьем клею или используют клей марок ПВА, БФ-4, БФ-2;
    • полировка завершает подготовительную часть и производится меловым раствором вручную.

    Окраска изделий

    Окрашивают все виды костей, предварительно обработав их пергидролем или спиртом, процесс делается после полировки. Для тонировки используют графит, его втирают в поверхность, поверхность окрашивают с помощью природных материалов и красителей (лук, чай, орех, петрушка), можно применять анилиновые вещества для окраски шерсти.

    Оборудование и инструменты

    Для обработки и резьбы понадобится круглопильный станок со сменными дисками, шлифовальный, токарный агрегаты. Для художественной части нужна медицинская бормашина, ручной лобзик для тонких работ, полировальный станок. мастер-класс по этапам работы:

    • тщательно наносится рисунок на поверхность, прорисовываются тончайшие детали росписи;
    • тонкой насадкой обрабатываются основные контуры;
    • закругленными резцами врезают гладкий рельеф;
    • тонким инструментом подчеркивают основной узор и прорабатывают детали;
    • делают заготовки всех накладных элементов и вставок из дерева, металла, фольги, рога и помещают их в нужные места, приклеивая к поверхности;
    • окончательная полировка придаст законченный вид готовому ажурному изделию.

    Виды и особенности резьбы по кости

    Минуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность.

    Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом.

    Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

    Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

    Наверное, столь высокое эмоциональное воздействие можно объяснить тем, что резьба по кости является очень древним искусством.

    Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер.

    Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

    Видов резьбы по кости несколько:

    • гладкая
    • рельефная
    • сквозная

    Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности.

    Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы.

    И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

    Резьба по кости народов Севера

    Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки.

    Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны.

    Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

    Обратите внимание

    Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

    Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

    Холмогорская резьба по кости

    Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей.

    Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов.

    Важно

    Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

    Хотьковская резьба

    Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы.

    В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения.

    Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

    Особенности материала для резьбы по кости

    Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

    Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу.

    Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

    Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта.

    Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

    Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

    Ювелирные изделия из кости: на что обратить внимание при выборе

    Кость является прекрасным природным материалом для изготовления поделок и декоративных украшений.

    Применяя различные техники исполнения и способы декорирования, мастера создают неповторимые и уникальные изделия: браслеты и бусы, серьги и кулоны, кольца и гарнитуры, а также украшения для волос – декоративные шпильки и гребни. Украшения из кости всегда актуальны, выглядят необычно и стильно, могут служить оригинальными подарками для близких.

    Ювелирные изделия из кости

    Shutterstock

    Выбирая украшения из натуральной кости, обратите внимание на сам материал. Он может быть:

    • собственно костью,
    • цевкою,
    • одонтолитом,
    • костью конкретного животного.

    К собственно костному материалу относятся следующие виды: кости скелета, бивни слона или мамонта, зубы кашалота или моржа и др., кости крупного рогатого скота. Последние наиболее часто встречаются в продаже и считаются наименее ценными из всего перечня. Они не уступают по качеству и свойствам перечисленным, однако ввиду распространенности материала изделия не могут стоит дорого.

    Кость-цевка — это круглая кость животных, обычно крупного рогатого скота. Перед обработкой такая кость обезжиривается и отбеливается, в результате чего приобретает белый цвет.

    Костяная бирюза, или одонтолит, представляет собой бивни и зубы мамонта или других животных в окаменелом состоянии. Это непростой в работе материал, изделия из него часто напоминают каменные.

    Важно

    Мамонтовая кость – один из самых дорогих и ценных материалов. Это ископаемый материал желтоватого цвета, имеющий структуру сеточки. Он достаточно твердый и прекрасно полируется.

    На рынке довольно много дорогостоящих имитаций, поэтому покупать изделия из этого типа кости нужно лишь в серьезных магазинах, которые дорожат репутацией.

    Отличительно самостоятельно мамонтовую кость от подделки почти невозможно.

    Слоновая кость название собирательное. К этой категории относят все бивни слонов и мамонтов, иногда кости кашалотов, нарвалов и зубы кабанов. Слоновая кость имеет оттенок топленого молока, легко подвергается обработке инструментами, красива и долговечна. При воздействии ультрафиолетовых лучей слоновая кость излучает фиолетово-синее свечение.

    Можно встретить также такое понятие, как растительная слоновая кость, которая представляет собой семена костяной пальмы, растущей в Южной Америке. По своим свойствам этот растительный материал практически не уступает своим животным аналогам, поэтому также широко применяется.

    Выбирая изделия, повертите его, потрите, можно даже немного поцарапать: кость не должна сыпаться или крошиться, сколов на качественном изделии тоже быть не должно. Материал должен быть однородным, любые вкрапления или «примеси» свидетельствуют о том, что перед вами что угодно, но не кость.

    Как хранить ювелирные украшения и бижутерию

    Не менее материала важен тип обработки кости, который также влияет на стоимость конечного продукта. Распространены три типа резьбы по кости.

    Добывать и обрабатывать кость люди начали еще в древности. Эта деятельность с изготовления простых предметов постепенно переросла в высокохудожественное мастерство создания ювелирных изделий

    Ажурная резьба — это высверливание ажурного узора в кости путем удаления лишнего материала с помощью специального инструмента. Данный способ применяется при создании ювелирных украшений. Ажурный рисунок качественного изделия должен быть ровным и однородным. Проведите по поверхности пальцем, рельеф должен быть одного размера, острые углы или выступы считаются браком.

    Совет

    Объемная резьба по кости достигается формированием необходимого рельефа при помощи стамесок и резцов с последующим покрытием прозрачным лаком. Таким способом создаются элементы декора и крупные объекты.

    Гравировка на кости предполагает нанесение рисунка методом его процарапывания на подготовленной гладкой поверхности кости. Затем рисунок прокрашивается масляной либо растительной краской.

    После удаления красящего вещества проявляется конечный результат работы. Приобретая вещь у гравера, посмотрите на равномерность нанесения покрытия и его стойкость, царапать не стоит, но можно потереть подушечкой пальцев.

    Ни пигмент, ни собственно гравировка не должны сходить или скрашиваться.

    Украшения из кости, созданные мастерами разных промыслов, имеют свою специфику и характерные черты. Например, ломоносовские косторезные изделия отличаются разнообразными техниками исполнения. В декорировании чаще всего встречаются северные мотивы: фигуры оленей, куниц, лосей. Часто применяются кружевные и геометрические узоры.

    Высокий профессионализм и умение, которыми обладают современные мастера, являются итогом не только долгого и упорного труда, но и результатом многовекового процесса косторезного промысла

    Хотьковские мастера используют рельефную и ажурную резьбу при работе в основном на кости-цевке. Здесь применяется способ совмещения резьбы с гравировкой узорами и тонировкой. Характерной чертой данных изделий является их частое декорирование другими материалами, например, деревом или перламутром.

    как завязать палантин?

    Золотой сезон: ювелирные новинки и тренды этого лета

    Ссылка на основную публикацию