5 направлений бизнеса на ассоциативных метафорических картах

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе психотерапевта

Метафорические ассоциативные карты (МАК, карты ОХ или проективные карты) – это не гадание и не волшебство. Это – проективная психологическая методика, эффективный инструмент в руках профессионального психотерапевта.

У метафорических карт нет определенных значений, как в Таро или Оракуле Ленорман. Здесь важно личное видение каждого клиента, его ассоциативный ряд, мысли, ощущения и чувства, которые вызывает изображение на выбранной карте. Одну и ту же карту разные клиенты воспринимают абсолютно по-разному, каждый видит в ней что-то свое, важное непосредственно для него на данном жизненном этапе.

Анализ именно этой информации помогает найти причины происходящих с человеком событий и скорректировать ситуацию.

Преимущества МАК

Универсальность и простота

Проективные карты просты в использовании и подходят для работы с клиентами всех возрастов и национальностей. Высокоэффективны они как при индивидуальной и семейной терапии, так и при групповой.

Мягкость, комфорт и безопасность

Карты ОХ позволяют мягко и деликатно обращаться к подсознанию. Работать с ними комфортно для человека, ведь он рассказывает и фантазирует о персонажах и действиях, изображенных на карте, а не о своей жизни. Клиент сам выбирает карты, в своем темпе трактует их, рассказывает о своих ассоциациях.

Язык метафор и образов снижает шансы дополнительной ретравматизации, потому что в метафорической карте человек увидит только то, с чем готов работать.

Именно в такой безопасной обстановке можно найти корни проблемы и смоделировать конструктивное решение.

Сниженное сопротивление

Работая с проективными картами, легче обходить сопротивление и другие защитные механизмы психики клиента.

Обращение к правому полушарию через образ позволяет проникнуть непосредственно к внутреннему подсознательному конфликту. Страхи, неуверенность, обиды и т.д.

, с которыми человек хотел разобраться, открываются в его историях и ассоциациях. Распознав их и проведя параллели со своей жизнью, клиент может начать корректировать свое поведение.

Быстрота и глубина диагностики

При правильном сопровождении терапевта и нужных уточняющих вопросах работа с Метафорическими ассоциативными картами позволяет выйти на реальный запрос клиента за несколько минут.

Карты ОХ очень быстро помогают прояснить и осознать проблему клиента, понять его восприятие и неконструктивные шаблоны поведения. При этом на поверхность выходят субъективные причины сложностей клиента, лежащие в глубоких слоях подсознания.

И задачей терапии является не залечивание симптомов и избавление только лишь от болезненных последствий, а трансформирование установки, которая лежит у истоков проблемы.

Терапевтический эффект и уникальный способ выхода из ситуации

Вербализовать проблему (т.е. проговорить ее вслух, признаваясь себе в том, что она существует) – само по себе является очень важным шагом на пути к преодолению.

Метафорические карты помогают реконструировать травматическое событие, произошедшее с клиентом, и выразить его словами. А после запускают ресурс – внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Все правильные ответы и решения всегда есть внутри самого человека. Анализируя выпавшую карту, клиент сам отвечает на поставленный вопрос. Потому что только он сам способен найти оптимальный выход из ситуации.

Моделирование будущего

Сначала рождается мысль и наше видение ситуации, а только потом происходят реальные события. Поэтому очень важно вкладывать в подсознание продуктивные установки и образы.

Работа с проективными картами дает возможность исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем и моделировать новые варианты разрешения ситуаций.

Впоследствии положительные установки и настрой на успех принесут свои плоды в реальной жизни клиента.

Как проходят сеансы с использованием МАК?

  1. Клиент и терапевт обсуждают ситуацию, выясняют цель работы, формируют запрос. Например: «Я хотел бы избавиться от страха одиночества и начать жить полноценной жизнью»; «У меня очень большая обида на отца.

    Как мне ее отпустить?»; «В чем причина моих финансовых проблем? Как нормализовать свое материальное состояние?» и т.д.

  2. Начинается работа по методике, предложенной терапевтом. Клиент вытаскивает в открытую или вслепую карты и рассказывает, что он на них видит, что чувствует в этот момент.

    Терапевт слушает очень внимательно и задает нужные уточняющие вопросы.

  3. Клиент и терапевт обсуждают и анализируют то, что было увидено на картинке. Проводят параллели с реальной жизнью клиента, устанавливают причинно-следственные связи.
  4. Терапевт сопровождает клиента на пути к решению его вопроса.

    Клиент самостоятельно ищет вариант выхода из ситуации, осознает свой ресурс, отмечает для себя первые шаги для достижения цели.

Какие сложности помогает преодолеть работа с Метафорическими ассоциативными картами?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Страхи
  • Обида, чувство вины
  • Неуверенность в себе
  • Зависимости
  • Стресс, патологическая усталость
  • Психосоматические заболевания
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе
  • Финансовые трудности
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • И многое другое…

Как вы видите, с Метафорическими ассоциативными картами работать безопасно, интересно и очень эффективно, особенно если сочетать их с терапией по методу символдрамы.

Автор Александра Дибаже

Помогите проекту – поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/metaforicheskie-associativnye-karty-kak-instrument-v-rabote-psichoterapevta/

Ресурсные метафорические карты | Вдохновение на жизнь

Как мы уже говорили, метафорические ассоциативные карты предназначены для работы с подсознанием – для нахождения внутренних блоков, препятствий, страхов и для решения конфликтов, которые они создают. При использовании метафорических карт мы обращаемся к своему подсознанию, в котором, как мы знаем, содержатся ответы на все наши вопросы.

Ведь источником всех наших затруднений мы сами и являемся. Карты помогают прорабатывать все моменты, которые служат для нас причинами проблем, для этого существуют различные техники работы с метафорическими картами. Также они позволяют найти наши собственные ресурсы, которые будут способствовать решению стоящих перед нами задач и достижению целей.

Виды метафорических карт

Метафорические карты бывают разной тематики, и в зависимости от того, на что направлена работа с ними, будет зависеть и выбор той или иной колоды. К примеру, для отработки проблем во взаимоотношениях можно использовать одну из самых известных колод «Персона» (Persona) с изображениями на картах самых разных людей.

То же самое, но для детей и подростков – колода «Персонита» (Personita), соответственно, с изображениями детей.

Для работы над отношениями в паре подойдет колода «Танду» (Tandoo), на этих картах можно увидеть самые разные сюжеты из серии он и она.

Обратите внимание

Колода «Экко» (Ecco) с абстрактными рисунками подойдет для людей с образным мышлением, послужит для раскрытия творческого потенциала.

Специфичный набор карт «Коуп» (Cope) предназначен для работы с душевными травмами самого разного характера. Помогают выявить проблему и снизить или вовсе устранить влияние травмирующих событий на жизнь человека.

Метафорические карты «О» (Oh) представлены двумя колодами. Одна является набором рисунков разной тематики, другая состоит из рамок, дополняющих эти рисунки каким-либо словом.

Сочетание изображений и слов, означающих различные чувства и явления, открывает возможности для составления самых разных комбинаций, что активирует нашу фантазию, творческий потенциал и позволяет увидеть больше, чем мы способны видеть обычно. Колода является универсальной, с ее помощью можно отрабатывать самые разные запросы.

Ресурсные метафорические карты

Отдельная категория метафорических карт это ресурсные метафорические карты. Они призваны вдохновлять и воодушевлять, давать ресурс, который поможет нам справиться с проблемами и добиться желаемого.

Ведь мало бывает понять, что именно для нас создает некие сложности и каким образом создавшиеся ситуации можно разрешить. Помимо этого, нужно найти силы, чтобы реализовать это.

Именно этой цели и служат ресурсные метафорические карты.

Самая, пожалуй, известная из подобных колод – «Морена» (Morena). На них изображена жизнь бразильского племени Шингу, которые, по словам художника, который их запечатлел, являются самыми счастливыми людьми в мире.

Глядя на карты из этой колоды, вполне понимаешь, почему у него сложилось такое мнение о них – вся колода очень теплая, яркая, мирная, ее герои предаются самым душевным занятиям. И многим она действительно помогает найти и пробудить в себе тот самый ресурс, который нужен для совершения необходимых изменений в жизни.

Также в качестве ресурсной колоды может послужить описанная выше колода «Экко».

Вдохновляет и будит воображение колода «Сага» (Saga) с изображениями фантазийных сюжетов.

Женская ресурсная колода «Она» с рисунками Виктории Кирдий. Наверняка многие знакомы с ее теплыми, душевными, мечтательными рисунками, которые действительно при одном только взгляде на них пробуждают в душе самое лучшее.

И, конечно, не могу не сказать о своих колодах, в частности о наборах карт «Для тебя», «Душа моя» и «Иди вверх». В отличие от других моих колод они как раз в большей степени направлены на мотивацию, вдохновение, на нахождение своих источников сил и энергии на желаемые свершения.

Для тебя

Душа моя

Иди вверх

Ресурсные метафорические карты – как использовать

Самый простой способ использования ресурсных метафорических карт это получение ответа на вопрос:

– что является моим ресурсом в решении поставленных задач?

Можно задать вопрос и иначе:

– в чем заключается мой скрытый ресурс, о котором я не догадываюсь или о котором забыла, но который пригодится мне сейчас? – что поможет мне в достижении моей цели? – какой свой ресурс я могу использовать для реализации задуманного?

– какие возможности и ресурсы дает мне сложившая ситуация?

После того как вытянули карту на сформулированный запрос, описываем, что видим на ней, что чувствуем, о чем эта карта говорит нам, на какой наш ресурс, который мы имеем в своем распоряжении, она указывает.

Для реализации этих простых техник можно использовать видео, в котором представлена одна из моих колод – «Для тебя». Сформулируйте свой запрос и выберите любой момент видео. Карта, которую вы увидите, и будет ответом на ваш запрос.

Интуитивные и метафорические карты «Для тебя» видео

Конечно, ресурсных метафорических карт, как и их видов вообще, гораздо больше, чем описано в этой статье. Я написала только о знакомых и относительно близких и понятных мне колодах.

Многие психологи сейчас создают свои наборы карт под свои задачи и стиль работы. Но понятно, что во всем этом разнообразии нам ничто не мешает искать что-то свое, что будет наиболее сильно откликаться в душе и давать те самые ресурсы, которые нам нужны.

Заказать интуитивные и метафорические карты

Источник: https://e-hutornaya.ru/post/8754

Теория и практика работы с метафорическими ассоциативными картами: полный курс | «МAKсимум», Институт Психологии Развития

Метафорические ассоциативные карты: теория и практика

Место проведения: Киев

Продолжительность: 6 модулей по два дня (96 ак.ч).

Ведущая программы: Ника Верникова

После окончания обучения вы получите сертификат Института Психологии Развития “МАКсимум”.

Модуль 1. Введение. Основы работы с метафорическими картами. Техники исследования Я-концепции на основе МАК.

  1. История и перспективы развития МАК.
  2. Метафорические карты как универсальный инструмент психолога.
  3. Структура метафорической карты.
  4. Структура колоды МАК.
  5. Обзор основных колод.
  6. Преимущества работы с МАК.
  7. Базовые правила и принципы работы с МАК.
  8. Особенности работы по смешиванию колод.
  9. “Беспроигрышное” знакомство на основе МАК.
  10. “Паспорт личности” на основе МАК.
  11. Проективные карты в разных направлениях психотерапии.
  12. Использование проективных карт для психодиагностики и психокоррекции.
  13. Метафорические карты в индивидуальной работе.
  14. Метафорические карты в групповой работе.
  15. Техники исследования Я-концепции.
  16. Работа с социальными ролями и субличностями.
  17. Исследование теневой стороны личности.
  18. Интегративные методики.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: генерация идей для создания собственных упражнений, колод метафорических карт и психологических открыток.

Модуль 2. Использование метафорических карт в коучинге.

  1. Коучинговый путь – МАКсимальная реализация. Авторская модель работы в коучинге.
  2. “МАКовый коучинг” – просто, экономично, экологично, результативно.
  3. Уверенность в себе. Простые упражнения с МАК для раскрытия невероятных возможностей.
  4. Работа с негативными убеждениями и ограничениями на основе проективных карт.
  5. Ресурс достижения в метафорических картах.
  6. МАК в определении предназначение человека.
  7. Модель “Мечта – желание – цель – результат” в метафорических картах.
  8. Целеполагание с ассоциативными картами.
  9. Техники определения жизненных целей.
  10. Тестирование целей на истинность с помощью МАК.
  11. Трансформация преград в ресурсы.
  12. Поиск экологичных способов достижения целей.
  13. Работа со временем на базе проективных карт.
  14. “МАКовый тайм-менеджмент”. Планирования времени с МАК.
  15. Прогнозирование желаемого результата.
  16. Проработки финансовых запросов с помощью МАК.
  17. Решение проблем профессионального выгорания с проективными картами.
  18. Поиск дополнительных временных и энергетических ресурсов на основе метафорических карт.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: сбор и систематизация материала для разработки собственных проективных методик.

Модуль 3. Работа с отношениями на базе МАК.

  1. Проработка запросов пары и семьи с помощью МАК.
  2. Весна – лето – осень – зима отношений. Метафора времени года на службе у психолога.
  3. Метафора отношений.
  4. Любовь и влюбленность с МАК.
  5. Семья в метафорических картах.
  6. Исследование личностных и семейных границ.
  7. “Семейная история” на основе МАК.
  8. Конфликт в паре. Трансформация деструктивного конфликта в конструктивный.
  9. Экологичный выход из конфликтных ситуаций на основе МАК.
  10. Сказкотерапия как метод работы с парами и семьей.
  11. Сказочные колоды метафорических карт для решения семейных проблем и проблем в отношениях.
  12. Осознание и решение проблем в отношениях с помощью метафорических карт.
  13. Решение женских запросов с помощью МАК.
  14. Развитие женственности на базе ассоциативных карт.
  15. Кинофильм как метафорическая карта.
  16. Кино-метафора в работе с отношениями.
  17. Кинотренинг с использованием МАК.
  18. Ресурс отношений на основе ассоциативных карт.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: алгоритм создания собственных упражнений на основе МАК.

Модуль 4. Работа с травмами и кризисными состояниями на основе МАК.

  1. Понятие травмы в психологии. Этапы проживания.
  2. Жизненные кризисы в метафорах.
  3. Техники работы с травмами, посттравматическими и кризисными состояниями на основе МАК.
  4. Работа с потерями с помощью метафорических карт.
  5. Техники экологичного прощения и прощания.
  6. Страхи, виды страхов.
  7. Страх как ресурс.
  8. Психологические, арт-терапевтические и энергетические техники работы со страхами.
  9. Проработка страхов на основе МАК.
  10. Обида и вина.
  11. Ассоциативные карты для проработки обиды и вины.
  12. Неуверенность в себе – признаки и причины.
  13. Проективные карты раскрывают внутренние ресурсы.
  14. Техники перевода негативных эмоциональных состояний в позитивные.
  15. Извлечение ресурса из негатива с помощью метафорических карт.
  16. Метафорические ассоциативные шарики (МАШ) как психологический инструмент.
  17. Создание набора МАШ.
  18. Техники работы с МАШ.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: алгоритм создания собственной колоды метафорических карт и психологических открыток.

Модуль 5. Личностное, творческое и духовное развитие на основе МАК.

Индивидуальная консультация на основе МАК.

  1. МАК в развитии ассоциативного мышления.
  2. Явный и скрытый потенциал личности.
  3. Раскрытие творческого потенциала взрослых и детей с помощью проективных карт.
  4. Получение творческого ресурса с помощью МАК.
  5. Энергетическое строение человека.
  6. Энергетический автопортрет на базе проективных карт.
  7. Техники гармонизации сознания на основе метафорических карт.
  8. Упражнения с МАК для раскрытия возможностей души.
  9. Решение духовных запросов с помощью МАК.
  10. Мандалатерапия в проективных картах.
  11. Арт-терапевтические техники работы с мандалой.
  12. Игры на основе ассоциативных карт.
  13. Метафорические карты для творческой реализации самого психолога.
  14. Проективные карты дают ответы психотерапевту.
  15. Ежедневная работа с МАК.
  16. Уникальные возможности метафорических карт.
  17. Обзор нестандартных колод.
  18. Обзор колод наших выпускников.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: психологическая консультация на основе МАК.

Модуль 6. Метафора в психотерапии. Сертификация.

  1. Метафора как уникальный психологический инструмент.
  2. Метафора в разных направлениях психотерапии.
  3. Техники работы с метафорой.
  4. Метафора в библиотерапии.
  5. Метафорический трансформационный тренинг.
  6. Обзор метафорических трансформационных тренингов.
  7. Метафорические трансформационные игры.
  8. Обзор и апробация метафорических трансформационных игр.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: алгоритм создания метафорического трансформационного тренинга.

ЗАЩИТА СЕРТИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Источник: http://iprmaximum.com/programmy/obuchayushhie-kursy/teoriya-i-praktika-raboty-s-metaforicheskimi-associativnymi-kartami-polnyj-kurs/

Метафорические ассоциативные карты. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Часто говорят, что все ответы находятся внутри нас. Главное — правильно задать вопрос.

На самом деле, важно не только правильно задать вопрос, но и понять, как получить ответ от своего Мудрого Я…

Бывают ситуации, в которых надо быстро принимать решение, а ответ не очевиден…

Или нужно сделать выбор (куда поступать, принимать предложение или отказываться, переезжать или остаться на старом месте и др.) — но колебания между вариантами превращаются в настоящую пытку…

А ещё бывает так, что отношения не складываются, конфликт разгорается на ровном месте, и непонятно, как всё наладить…

Важно

В таких случаях каждому из нас мог бы помочь какой-то универсальный инструмент, который бы помогал получать ответы от Мудрого Я. Те самые, наилучшие ответы и решения, о которых знает Душа, но не всегда они лежат на поверхности и нами осознаются.

Один из самых простых и эффективных инструментов для поиска ответов на подобные вопросы являются метафорические ассоциативные карты.

Это универсальный инструмент, с которым работают как профессиональные психологи, так и люди, не имеющие специального образования.

Практические психологи применяют карты для терапии и коррекции сложных эмоциональных состояний, кризисов личностного развития, разрешения трудных жизненных ситуаций.

Часть инструментов из “саквояжа” психолога ” можно использовать и самостоятельно для решения повседневных вопросов.

Вот краткий перечень областей для самостоятельного применения метафорических ассоциативных карт:

  1. Принятие решений и выбор в ситуациях неопределённости.
  2. Отношения в семье и с близкими людьми.
  3. Карьерное планирование.
  4. Профессиональная ориентация.
  5. Работа по личностному развитию и интеграции Я (роли, субличности, персона и тень).
  6. Проблемы со здоровьем.

Метафорические ассоциативные карты позволяют соприкоснуться со своей внутренней мудростью, с глубинным пониманием своих истинных желаний и целей и найти решение, как воплотить свои мечты в реальность.

Карты обращаются к символам и образам, к ассоциациям и метафорам, которые помогают увидеть неожиданные решения в сложных ситуациях, посмотреть на себя, свои отношения с близкими и на свою жизнь с другой стороны, увидеть новые возможности.

Благодаря метафорическим ассоциативным картам Вы сможете:

  • увидеть новые аспекты своей жизни;
  • найти решение для беспокоящих вопросов и проблем;
  • разрешить острые конфликты, которые трудно проговорить словами;
  • дать волю своей интуиции и подсознательной мудрости;
  • активировать внутренние ресурсы;
  • раскрыть свой творческий потенциал;
  • взглянуть на себя и мир вокруг под новым углом зрения;
  • улучшить отношения с близкими людьми.

Несколько слов о самих метафорических картах.

Автор первой колоды карт — канадский художник Эли Раман. Чуть позднее издатель Моритц Эгетмейер стал его партнёром, и первая колода карт — OH — стремительно завоевала мир.

С тех пор прошло не так много лет, но этот инструмент уже широко известен и используется как в психотерапии, так и в бизнесе, и в повседневной жизни.

В настоящее время метафорические карты используются в качестве:

  • настольных семейных игр;
  • развивающих сценарных игр с участием профессионального ведущего;
  • профессионального терапевтического инструмента;
  • увлекательного средства самопознания;

Принцип работы метафорических карт основан на глубинной психологии К.Г. Юнга, который выделял 3 уровня личности — Я (сознательный уровень), личное бессознательное и коллективное бессознательное.

На уровне Я (на уровне сознания) находится наш сознающий ум — мысли, чувства, воспоминания, которые мы можем “назвать словами”, они очевидны, на поверхности и легко доступны.

При этом Юнг, как и современные учёные, считал, что сознанию доступна не вся информация, которую мы получаем от органов восприятия.

Часть информации нами не осознаётся, но влияет на поведение, принятие решений, на выборы, на то, как складываются отношения с окружающими людьми.

Совет

На уровне сознания мы получаем доступ примерно к 1% от всей информации, которую получают наши органы чувств из внешнего мира и от всех систем организма.

Юнг считал основной мотивирующей силой развития архетипы — глубинные образы и символы, которые сформировались в процессе эволюции (на уровне коллективного бессознательного) и в процессе жизненного опыта (личное бессознательное).

Область бессознательного хранит в себе остальные 99% информации и является основой для интуитивных решений, озарения, прямого постижения. “Языком” бессознательного как раз и являются символы, образы, ассоциации.

Символы понятны нам на интуитивном уровне и не зависят от образования, возраста, особенностей личностного развития. Они универсальны. Это так называемый уровень коллективного бессознательного. Например, практически каждому безусловно понятно, что такое “герой” или “мудрец”. Одного образа достаточно для того, чтобы пробудить волну ассоциаций, связанных с ним.

И, конечно, есть уровень нашего личного бессознательного, где накапливаются символы, образы и ассоциации, связанные с нашим личным опытом. Например, для кого-то “новый год” автоматически вызывает в памяти салат оливье, мандарины и Деда Мороза, а для кого-то, возможно, ассоциации будут совсем другими.

Глубинная психология позволяет обратиться не только к 1% сознания, но ко всем 100% ресурсам человеческой психики — к логике и интуиции одновременно. Именно поэтому она так эффективна.

При помощи языка символов и ассоциаций мы можем обратиться к своему Мудрому Я и найти решение на любой сложный вопрос, выйти из кризиса, позволить себе “включить” талант и вдохновение, активировать источник внутренних ресурсов, расширить своё представление о себе.

Метафорические ассоциативные карты являются универсальным инструментом, который предоставляет доступ ко всем 100% ресурсам психики — к сознанию и бессознательному одновременно.

Метафоры — в том числе и визуальные — позволяют соприкоснуться со своим внутренним миром, научиться легко ориентироваться в нём, позволяют создать своеобразный мост между ресурсами психики и реальностью, благодаря чему мы можем активно влиять на качество жизни и отношений и даже формировать сценарии судьбы.

Что такое метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты представляют собой ситуативные, портретные или абстрактные картинки, которые при помощи образов пробуждают внутренние ассоциации. И информация, ответы и решения, которые до этого момента мы не осознавали, становится доступной сознанию.

И это очень важный шаг. Ведь пока мы не осознаём наличие проблемы или её причину, мы вряд ли можем с нею справиться. Но как только приходит ясность и понимание, решения всегда находятся.

Зачем нужен дополнительный инструмент для того, чтобы осознать проблему или её причину?

Бывает так, что какие-то жизненные ситуации вызывают столь сильные чувства или настолько обжигающую боль, что мы неосознанно блокируем доступ к ним.

Вытесняя воспоминание или осознавание чего-либо, мы таким образом зачищаем себя от непереносимой боли, от не признаваемых, отвергаемых чувств.

Но, чтобы освободиться от груза тяжёлых воспоминаний и чувств, важно сделать их доступными и безопасными для восприятия.

Одним из способов является отделение проблемы от человека, возможность посмотреть на ситуацию из роли Наблюдателя, как будто со стороны.

И в этом как раз и помогают метафоры и образы карт.

Есть ли какие-то ограничения при работе с картами?

Несмотря на активную рекламу метафорических карт “для всех”, на самом деле некоторые ограничения существуют. Несколько примеров ограничений:

  1. Тяжёлые соматические заболевания.
  2. Некоторые психиатрические заболевания.
  3. Сниженный уровень интеллекта.
  4. Ограничения (физиологического или психологического) характера на представление образов и работу с воображением. Отличается ли работа профессионального психолога с картами от самостоятельной работы с ними? Такие отличие, безусловно, есть. Самостоятельная работа с картами будет эффективна в том случае, когда человек находится в эмоционально-стабильном состоянии, хорошо себя чувствует физически, и его запрос не связан с глубокой травматикой. Работа с картами в период заболевания, стресса, работа по травматичным запросам будет не только не эффективна, но может ухудшить текущее состояние. В остальных случаях — при желании, развитом воображении и стабильно самочувствии — работа с картами позволяет расширить своё представление о себе, активировать внутренние ресурсы, увидеть ограничения на пути к мечтам и целям и успешно их преодолеть. Кроме того, работа с картами развивает творческую составляющую личности, что позволяет находить интересные решения для сложных ситуаций, преодолевать кризисы и создавать свои собственные сценарии жизни.

    Виды метафорических ассоциативных карт?

В настоящий момент выделяют несколько типов колод в метафорических картах по географическому признаку:

  • немецкие колоды (исторически самые первые) — ОН, COPE, Persona, Personita, Saga, Myth и др.
  • израильские колоды — “Зверь и ребёнок”, Steps и др.
  • русские колоды — “Дерево”, “Пути-дороги”, “Она”, “Окна и двери” и др.
  • украинские колоды — “Жизнь как чудо”, “Маленькие радости” и др.

Также выделяют разные колоды по типам изображений:

  • портретные — для работы с ролями и публичностями, для работы с отношениями, персонификациями — немецкая колода Persona, Alter EGO К. Довлатова и др.
  • объектные — для работы с ассоциативными рядами по определённым архетипам — “Пути-дороги”, “Окна и двери”, “Мосты” и др.
  • абстрактные — для работы с травмами и ресурсными состояниями — Pоrtals, ECCO и др.
  • сценарные — для работы со сценариями отношений, судьбы, активацией ресурсных состояний, работой по достижению целей и мечты — “Мастер сказок”, “Шкатулка доброго волшебника”, MORENA, SAGA и др.

Как можно научиться работать с метафорическими ассоциативными картами?

Самый лучший способ — пройти очное обучение в формате тренинга, семинара или мастер-класса. Именно в формате очного обучения можно попробовать работать с картами непосредственно, задать возникающие вопросы тренеру, обменяться опытом с другими участниками.

При дистанционном обучении желательно наличие психологического образования, чтобы понимать суть предполагаемых упражнений и, возможно, специальную терминологию.

Одним из вариантов обучения может стать очный базовый курс и затем продолжение обучения в дистанционном формате.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/metaforicheskie_associativnye_karty_1_1/

Эффективность метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде

Современность требует идти в ногу с прогрессом, интегрируя в наш быт Интернет-технологии как с познавательной, так и с потребительской стороны жизни.

Психологическое консультирование не стало исключением из общей тенденции и трансформировалось в так называемую телепсихологию, эффективность которой уже доказана многочисленными исследованиями [8].

На сегодняшний день Skype-консультирование, в том числе психологическое, прочно занимают лидирующие позиции среди предоставляемых Интернет услуг.

Обратите внимание

Вслед за интеграцией психологических консультаций в среду Интернет возникает необходимость внедрения диагностических и психокорректирующих методик. Одной из таких методик выступают популярные в психологическом сообществе метафорические ассоциативные карты.

Востребованность этой методики обусловлена совмещением терапевтического и диагностического направлений, большей клиентской ответственностью и безопасностью. Широчайший спектр применения придает универсальность данной методике.

Именно поэтому актуальным является внедрение методики метафорических карт в виртуальную среду для расширения границ практического применения в индивидуальной психологической работе.

Мы обнаружили несколько примитивных, ограниченных по функционалу, реализаций метафорических карт в виртуальной среде и не обнаружили ни одного описания или доказательства их эффективности в работе с клиентами. Таким образом, выявилась актуальность исследования применения методики подобного формата.

Обзор специфики метафорических ассоциативных карт [1] позволил выявить значимую теоретическую связь с аспектами телепсихологии. Одна из них – возможность гибкого теоретического подхода или использования эклектичного подхода в способах расклада и работы по ним.

Вторая, в контексте данного исследования, ключевая связь – использование коммуникативных техник психологического консультирования, что теоретически ставит методику метафорических карт посредством виртуальной среды в необходимую зависимость от телепсихологии.

Возможность функции «демонстрация экрана» в Skype позволяет пользователю видеть содержимое экрана собеседника. На наш взгляд, Skype-консультирование полностью удовлетворяет условиям телепсихологии [7] и коммуникативной структуре методики метафорических ассоциативных карт.

Таким образом, складывается  комплексный способ дистанционной индивидуальной психологической помощи – виртуальные метафорические ассоциативные карты в сопровождении Skype-консультирования.

Важно

С целью исследования эффективности метафорических карт в виртуальной среде мы решили обратиться синдрому профессионального выгорания, который представляет возрастающую угрозу работоспособности большинства организаций. Начинаясь незаметно, он приводит к масштабным последствиям в виде «упущенной прибыли».

Различные организационные меры профилактики, которые предпринимаются современным менеджментом, либо недостаточны, либо малоэффективны [2; 6].

Данные меры в своем большинстве упускают индивидуальный подход, который в силу учета множества факторов выгорания приносит более глубокие, а значит более длительные изменения личности, способствующие противостоянию стрессу.

Так, к примеру, «выгорающий» должен сам осознавать свое состояние и иметь достаточную мотивацию к собственным изменениям.

Также, в связи с распространенностью организационных патологий, предполагается очевидная перспективность индивидуального подхода в эмоционально-ориентированном модусе преодоления стрессогенных ситуаций.

Более того, применение метафорических ассоциативных карт исчерпывающе  подходит в соответствии со структурой модели выгорания в концепции стресса, а также рекомендациями ресурсной и информационной моделей стрессоустойчивости [4; 5].

На основании вышеизложенного, эмпирической целью исследования составило изучение динамики уровня общего психического состояния и уровня профессионального выгорания, под воздействием интегрированных в виртуальную среду метафорических ассоциативных карт в сопровождении Skype-консультирования. Были поставлены следующие задачи исследования:

  • разработка программного приложения метафорических ассоциативных карт;
  • замер степени эмоционального выгорания, сопутствующего состояния и симптомов «до» и «после» воздействия программного приложения метафорических ассоциативных карт;
  • анализ результатов с целью доказать правомерность нашего предположения: методика метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде способствует снижению уровня профессионального выгорания.

В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования были подобраны психодиагностические методики: опросник «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванчеко (ИС) и диагностика эмоционального выгорания личности В. В. Бойко (ДЭВ).

На базе технологии Adobe Air было разработано программное приложение PSYCards, максимально близко симулирующее работу с картами. В приложение были интегрированы базисные колоды производства OH-VERLAG: «OH», «ECCO», «PERSONA» и «HABITAT».

Приложение PSYCards представляет поле выбора колоды, поле выбора карты и так называемое игровое поле (рисунок 1). Поля выбора колод и карт содержат интерактивные кнопки прокрутки ряда. Колоды обозначены соответствующей специализируемой колоде «рубашкой».

Совет

На карте, обозначающей колоду, в левом верхнем углу с помощью знака с изображением глаза обозначен режим «в открытую». Ряд выбора карт представлен в открытом (картинкой) или закрытом (рубашкой) виде в зависимости от условий применяемой техники.

Выбор карты осуществляется перетаскиванием нужной картинки на игровое поле, где у карты появляется дополнительный функционал: перемещение карты по полю, увеличение размера карты, поворот в плоскости поля и поворот рубашкой кверху. Количество карт в раскладе не ограничено.

В случае необходимости удаления карты из игры, карта выводится за пределы поля. Также на игровом поле предусмотрены кнопки «Очистить» и «Сохранить» с одноименными функциями. Последнее предлагает сохранить изображение актуального расклада пользователю на его компьютер.

Таким образом, сохранив значительный функционал, нам удалось перенести метафорические карты в виртуальную среду. Безусловно, при подобной трансформации были утрачены тактильные свойства карт, но также были приобретены новые специфические свойства.

Одно из них — возможность увеличения размера картинки, что с очевидностью влияет на восприятие образа.

С другой стороны, изменение размера отдельно и по отношению к другим картам становится новой диагностической плоскостью.

Например, масштабирование изображения в процессе расклада может указывать динамику внутренних изменений. Безусловно, функция изменения масштаба требует отдельного исследования.

Другое свойство скорее отрицательного характера: манипуляции картами с помощью манипулятора «мышь» или тачпада требуют определенной ловкости, что несколько отвлекает клиента от процесса расклада.

В исследовании приняли участие 16 женщин в возрасте от 21 до 55 лет по профессии системы «человек-человек», имеющие уровень выгорания в стадии формирования первой, второй или третьей в соответствии с диагностикой эмоционального выгорания личности В.В. Бойко, а так же от стадии напряжения по методике уровня инвентаризации стресса Т. Иванченко. Вспомогательными методами исследования стало наблюдение, метод интервью, анкетирование, тестирование, беседа.

Исследование проходило в два этапа: интеграция метафорических ассоциативных карт в виртуальную среду и, собственно, само исследование. Исследование подразделялось на стадии и имело многоуровневую структуру: набор добровольцев, собеседование, начальное тестирование, отсев по результатам тестирования, применение метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде, вторичное тестирование.

Обратите внимание

По окончании исследования удалось выявить достаточные изменения уровня профессионального выгорания у большинства испытуемых. Уже на этапе анализа сырых данных по каждой диагностической методике при сравнении медиан «до» и «после» прослеживается очевидное снижение показателей выгорания.

Для проверки поставленного предположения применялся непараметрический критерий Т-Вилкоксона, который предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.

Для обработки материала применялись методы вычисления в программе IBM SPSS Statistic 20. Сводные данные приведены в Таблице 1.

Таблица 1 – Сводные данные результатов SPSS Statistic 20
Методика T-Вилкоксон Z-критерий p-уровень Решение
ИС 0,013 -2,48 P≤0,01 H0  отклоняется
ДЭВ 0,034 -2,12 P≤0,05 H0  отклоняется

На основании полученных результатов сделан вывод, что в выборке «до» значения выше, чем в «после» во всех примененных методиках.

Наибольшее снижение произошло по уровню стресса, который является фактором для формирования синдрома профессионального выгорания и выступает фоном напряжения, указывает на перспективный задел для дальнейшего снижения уровня профессионального выгорания.

Соответственно, удалось выявить достаточную статистическую значимость результата исследования, подтверждающего наше предположение, что применение методики метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде способствует снижению уровня профессионального выгорания.

Если рассматривать результаты как частные случаи (рисунок 2, рисунок 3), то мы можем увидеть не только снижение показателей, но и несколько случаев их повышения.

Этот факт может указывать на влияние статистической ошибки и внешних побочных переменных (в двух случаях это зафиксировано как острая стадия ОРВи во время вторичного замера).

С другой стороны, этот эффект может характеризовать срабатывание индивидуальных защитных механизмов, означающее их подвижность и перераспределение, что характерно процессу внутреннего изменения. Тем самым также подтверждается влияние виртуальных метафорических ассоциативных карт на внутренние процессы личности.

Рисунок 2 – Динамика снижения уровня симптомов стресса.

Рисунок 3 – Динамика снижения уровня синдрома выгорания.

Для оценки эффективности следует учитывать, что воздействие было единократным. На основании подтвержденного влияния приложения PSYCards, можно предположить, что при спланированной серии консультаций для терапии выгорания с его применением воздействие значительно усилится.

Важно

Эффективность достигается косвенно посредством установки мотивации к изменению и познания своих адаптационных возможностей, и прямо посредством переноса сознательного понимания проблемы выгорания в бессознательное и обратно в качестве аффективной разрядки с помощью образов метафорических ассоциативных карт.

Результаты, полученные в данной работе, имеют практическое значение для индивидуальной работы с запросами клиентов, имеющих синдром профессионального выгорания, с помощью виртуальной методики метафорических ассоциативных карт PSYCards.

Также формат телепсихологии с применением PSYCards может быть рекомендован не только отечественным организациям с целью индивидуальных профилактических мер для персонала, но и широкому кругу профессиональных психологов и психотерапевтов, работающих в формате телепсихологии.

Необходимо отметить, что наше исследование ограничено по выборке, что не дает оснований для абсолютной уверенности в объективности полученных результатов.

Тем не менее, в условиях неугасающей актуальности проблемы синдрома профессионального выгорания в сочетании с нехваткой исследований влияния интегрированных в виртуальную среду психологических методик нашу работу стоит рассматривать как начало объективации этих взаимодополняющих проблем с позиции методологии системного подхода.

Список литературы:

  1. Буравцова Н.В., Дмитриева Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Новосибирск: НИКП, 2015. 228 с.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
  3. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Психология здоровья // Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ. – 2000. – С. 405-442.
  4. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: Издательство «София». – 2006. – 368 с.
  5. Селье Г., Стресс без дистресса. Пер: А. Н. Лука, И. С. Хорола. – М: «Прогресс». – 1982. – 128 с.
  6. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: коллективная монография // под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Посадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. Курск. Гос. Ун-т. – Курск. – 2008. – 336с.
  7. Campos, B. Telepsychology & Telehealth: Counselling Conducted in a Technology Environment // Counselling, Psychotherapy and Health, Vol 5, No 1, The Use of Technology in Mental Health Special Issue, – 2009. pp.26-59. – URL:https://www.mentalhealthacademy.com.au/journal_archive/cph0817.pdf (дата обращения: Июнь 2015).
  8. Hailey D., Roine R., Ohinmaa A. The effectiveness of telemental health applications: a review // The Canadian Journal of Psychiatry, Vol 53, No 11, November 2008. pp.769-778. – URL:  http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19087471, (дата обращения: Июнь 2015).

Статья впервые опубликована в международном  научно-практическом и методическом журнале «СМАЛЬТА» №5-2016

Источник: http://mak-online.ru/effektivnost-metaforicheskix-associativnyx-kart-v-virtualnoj-srede/

Общие принципы, стратегии и техники работы с метафорическими картами – АНАЭЛЬ

Метафорические карты служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, что для него важно. Из его рассказа и нам, и психологу становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит.

OH-карты это целая семья МАК. Каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

Сам механизм работы с картами – это проекция.

Что такое проекция? Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри.

И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир клиента.

Принципы работы с метафорическими ассоциативными картами

Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с клиентом.
И, таким образом, возвращаем клиенту то, чего у него очень мало – власть. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — он выступает у нас экспертом.

Карты — это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.

• Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.

• Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке.

Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Основные стратегии работы  с метафорическими картами

Существуют две основные стратегии работы. Клиент может выбирать карточки:

— произвольно, открыто;
— вслепую, наугад, когда они перевернуты, и он не видит изображения.

Работа с открытыми карточками более безопасна, она предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.

В то же время люди обычно рассматривают процедуры с закрытыми карточками как возможность «положиться на судьбу», «получить послание свыше» и пр. И многих это привлекает, так как создает интригу, подстегивает любопытство, привносит в работу ощущение игры.

Вынужденный работать с представленным ему «случайно» материалом, человек анализирует себя более глубоко, отвечает на более сложные вопросы.

Совет

Предъявление клиенту открытых и закрытых изображений – не единственная возможность разнообразить работу с карточками.

Кроме работы с картами – изображениями (рисунками, фотографиями), можно использовать стратегию работы с картами – словами (или словосочетаниями).

Вербальные карточки содержат слова, обозначающие те или иные психологические состояния или чувства (страх, любовь, успех, надежда), или же слова, являющиеся для большинства людей эмоционально окрашенными (успех неудача, перемены, встреча).

Если попросить разных людей поделиться ощущениями, которые возникают у них при восприятии подобных слов, то какая-то часть описываемых ощущений будет общей или очень похожей для всех, но в основном чувства будут различаться.

Прочитывая, таким образом, одни и те же слова, люди воспринимают их по-разному, вкладывая в них различные внутренние смыслы. Выстраивая параллели между словами и представленными на ассоциативных картах визуальными образами, они начинают лучше понимать, что имеют в виду, когда используют те или иные слова для обозначения своего состояния.

В работе с терапевтическими карточками слова играют роль второстепенную – поддерживающую, расширяющую диапазон возможностей. Они вводятся в работу как дополнение к карточкам «изобразительным».

Считается, что используя одновременно и карточки с картинками, и карточки со словами, мы вовлекаем в работу оба мозговых полушария, тем самым развивая межполушарные связи. Описано много процедур, в которых клиенту предлагается работать одновременно и с одним видом карточек и с другим.

Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент сам захочет её выполнить. Обычно соединения картинки и слова – задача нетривиальная.

Техники работы с ассоциативными метафорическими картами

Те же принципы, которые применяются при работе с метафорами в разных видах терапии, применимы и в работе с карточками как метафорами визуальными. Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом её сила.

Работа с картами может проходить в двух вариантах: диссоциированном – когда я на карту смотрю, и ассоциированном – когда я этим становлюсь.

Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.
А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился.

Техника «Очеловечивание»

Например, клиент жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но “потом” не наступает никогда. Я в отчаянии…»

Консультант может попросить его выбрать карту, представляющую эту его проблему. Клиент выбирает картинку и называет ее «Нерешительность». Консультант просит клиента поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? — Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее? — Что ее ослабляет? Чего она боится?

Клиент самостоятельно исследует проблему, говорит с ней, пусть проблема сама ему расскажет про себя.

Техника «Одушевление»

Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет.

Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога).

Можно спросить клиента: И что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом, человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.

Техника «Озвучивание»

Раз клиент заставил говорить картинку, можно пойти дальше и заполнить картинку музыкой.

Предположим, вы работаете над темой «жизненный путь» с помощью «дорожных карточек», клиент рассказывает вам о своем детстве, о родительском доме, об уходе из дома.

Спросите его, какая музыка звучит во время каждого из этапов его жизни? Кто эту музыку «заказывает»? кто выбирает исполнителя, кто дирижирует? Она тихая? Громкая? Приятная? Навязчивая?

Техника «Очки»

Над чем бы психолог ни работал, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы.

После того как человек выбирает карточку, символизирующую какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»

Техника «Зум» (Хоот)

Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как клиент выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает их степень влияния и близость к центральной картинке. Т.о. становится видна вся картина в целом.

И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части — выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру. Можно проранжировать эти части по важности.

Но главное — обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?

Техника «Раскрашивание»

После того как человек выбирает карточку, которая для него пред-ставляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточ¬ка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется».

Клиент может использовать любые цвета — те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет. Пусть он делает это, как хочет, ведь этот процесс отражает его внутреннее состояние. И можно поговорить об этом. А можно и не говорить, иногда достаточно просто «увидеть» ситуацию по-новому.

Техника «Расширение рисунка»

Делается это таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист.

Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это ложные пятна и узоры, как в наборе «ЭККО», то — продолжить узор, эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору.

При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет.

Обратите внимание

Также, поскольку сама техника расширения рисунка напоминает технику «Сквигель», придуманную английским психологом Д. Винникоттом, процедуру по расширению рисунка можно проводить точно по такой же схеме. Д. Винникотт использовал эту технику в работе с детьми, отказывающими сотрудничать.

, настаивающими на том, что они не умеют и не хотят рисовать, не откликающимися на просьбы что-нибудь сделать самим. В таких случаях психолог может сам начать рисование.

Изобразив что-нибудь простое (линию, геометрическую фигуру), он просит ребенка продолжить рисунок, нарисовав что-нибудь аналогичное.

Источник: http://anaelcenter.ru/obshhie-printsipy-strategii-i-tehniki-raboty-s-metaforicheskimi-kartami/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector