Свой бизнес: производство акварельных красок

Производство акварели: как делают цвета, изготовление на заводе, состав и популярные модели

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э.

Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок.

Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

Состав разных цветов

А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Разные виды минеральных веществ соответствуют конкретному оттенку акварели.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др.

Обратите внимание

Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете.

Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается.

Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается.

Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.

Популярная акварель

НаименованиеПримерная ценаФото
Van Gogh (Нидерланды) 260
Невская палитра (Россия) 800
Winsor & Newton Cotman (Англия) 1300

Производство акварельных красок

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 18Следующая ⇒

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки: 1) смешение связующего с пигментом; 2) перетир смеси; 3) подсушка до вязкой консистенции; 4) наполнение краской чашечек или тюбиков; 5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в мегаллических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток.

В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой. Перетир акварельных красок производится на трехвальцовых краскотерочных машинах.

Важно

Из-за чувствительности некоторых красок к железу рекомендуется применять вальцы из гранита или порфира, а стальной съемочный нож заменять деревянным.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Качество и количество перетиров зависит от смачиваемости пигментов, вязкости связующего вещества, от степени измельчения и твердости пигментов, от скорости вращения валов и величины зажатия их.

Грубодисперсный пигмент требует дополнительных перетиров, что ухудшает качество краски, загрязняя ее материалами при стирании валов и металлической пылью ножа. Для устранения этого не рекомендуется пасту перетирать более 4—5 раз.

Для перетира акварельных красок необходимо иметь на группу пигментов более или менее близких по оттенку отдельные краскотерки.

Одну машину для белых красок, другую машину для темно-коричневых и черных, третья машина перетирает желтые, оранжевые и красные, а четвертая — зеленые, синие и фиолетовые.

При переходе к перетиру другой краски необходимо тщательно промыть и очистить валы машины.

В производстве акварельных паст пользуются обыкновенно разбавленными растворами связующих веществ, так как при употреблении густых растворов при перетире не достигается получения однородной красочной пасты, и пигмент недостаточно насыщается связующим веществом.

Совет

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы. Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при темпера туре 35—40° С.

После удаления части воды, сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку. Сверху краска закладывается листочком целофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой.

При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Акварельные краски в чашечках удобны для пользования они легко берутся на кисть и долго сохраняют полусухую консистенцию. Недостаток этих красок состоит в том, что они легко загрязняются кистью при получении смесей, кроме того при выполнении больших работ натирание красок кистью в чашечке дает мало красочного материала и отнимает много времени.

С технологической точки зрения производство акварелей в чашечках неизбежно вызывает введение ряда добавочных операций: ручная укладка в чашечки, завертывание в фольгу, подсушивание пасты и т. п.

Краски в тубах значительно удобнее: они не загрязняются легко смешиваются с водой без длительного растирания и дают большое количество красочного материала.

Можно пользоваться менее концентрированными растворами клея, что дает возможность лучше очищать гумми от посторонних механических примесей.

Акварель более жидкой консистенции удобнее перетирать на краскотерочных машинах и пасту легче фасовать в тубы.

Обратите внимание

К недостаткам красок в тубах относятся: склонность к загустеванию от высыхания или действия пигментов (особенно плохо очищенных от водорастворимых солей) на связующие вещества, переводя их в нерастворимое состояние и делая их негодными к употреблению.

Часто происходит затвердение пасты изумрудной зеленой, в которой почти всегда присутствует борная кислота, коагулирующая гуммиарабик. Для устранения этого недостатка изумрудная зеленая должна быть хорошо освобождена от борной кислоты и затираться не на гуммиарабике, а на декстрине.

Стронциановая желтая, окись хрома и желтые хрома, также желатинируются, вследствие взаимодействия солей хромовой кислоты и бихроматов с гумми. В связующее этих красок также надо добавлять декстрин.

Желатинизация наблюдается также у акварельных красок, в которых имеются тонко-дисперсные пигменты с высокой адсорбционной способностью, преимущественно органического происхождения, например, крапплак.

Для устранения этого недостатка рекомендуется в состав акварельных красок, легко желатинизирующихся, вводить электролиты, например, азотнокислый кальций, можно также применять линолеат калия или натрия,

Пигменты с большим удельным весом и плохо смачивающиеся связующим веществом иногда отделяются от связующего вещества, и красочная паста расслаивается. При взаимодействии металла туб и пигмента может изменяться оттенок краски.

Читайте также:  Как открыть пункт печати изображений на кружках и футболках

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов.

Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется — светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Важно

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу, уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается пересыщение связующим веществом и появляются пятна. По слегка влажной бумаге сверху рисунка наносится слой акварельной краски.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете.

Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Для однотонного и равномерного покрытия бумагу надо держать не горизонтально, а под небольшим наклоном, чтобы краски медленно стекали вниз.

Глава 14. Пастель, материалы для рисунка и кисти

Слово pasta означает тесто. Такой вид имеет пастельная масса до формования в карандаши.

Пастель представляет собой вид рисунка, выполняемого цветными карандашами.

Вначале цветными карандашами исполнялись главным образом наброски к картинам, а затем в более позднее время пастель приобретает самостоятельное значение и ею пользуются выдающиеся художники.

Пастель в противоположность акварели не имеет прозрачных красок, так как она готовится с очень незначительным количеством связующего вещества, чтобы образовать из пигмента палочки карандаша без оправы для более удобного втирания краски и лучшего сцепления порошка с поверхностью.

Совет

Для приготовления пастели употребляют слабые растворы клеев траганта, гуммиарабика, декстрина, желатина, сахара, мыла, меда, сильно разбавленные эмульсией темперы, особенно восковые, молоко, отвар солода, овсяный клей и т. п. Желатин употребляется в растворах не выше 3%.

Гуммиарабик (выше 2%) образует на поверхности карандашей твердую корку и сообщает хрупкость краскам.

Введением добавок меда, леденца и глицерина можно увеличить гибкость красок.

Снятое молоко, слабые растворы мыла, меда и сильно разбавленные темперные эмульсии применяются главным образом для карандашей из каолина и цинковых белил ввиду их очень слабой вяжущей силы. Овсяный клей и отвар солода применяются для таких пигментов, которые имеют наклонность к отвердеванию, как, например, крапплак, парижская синяя и красный кадмий.

Для приготовления различных карандашей, в зависимости от качества пигмента, нужны разные связующие вещества.

Некоторые пигменты без связующего образуют плотные карандаши. Карандаши, приготовленные на гипсе или каолине, требуют очень незначительного количества связующего. Одним из лучших связующих веществ для цветных карандашей считается трагант.

Гумми трагант относится к веществам, выделяющимся при поранении некоторых растений.

Трагантовая камедь бесцветная или слабо окрашенная, в воде очень сильно набухает и употребляется в качестве связующего вещества для многих целей.

Цветные карандаши изготовляются трех сортов: твердые, полутвердые и мягкие, что зависит от свойств и качества связующего вещества и от примесей различных веществ, придающих им мягкость.

Обратите внимание

Перечислим требования, которые предъявляются к цветным карандашам: цвет по эталону; карандаш не должен крошиться и ломаться; обладать достаточной светостойкостью и легко растушевываться; хорошо держаться на загрунтованной поверхности; иметь интенсивно чистый цвет и сообщать рисунку матово-бархатистый вид; легко писать по бумаге и не скользить.

Из пигментов в пастели применяют только прочные и светоустойчивые, т. е. такие, которые входят в состав масляных красок, и тонкодисперсные, как для акварели.

В качестве белых пигментов употребляют: каолин, плавленный мел, гипс, легкий шпат, тальк и др.

Вследствие легкой изменяемости гипса и каолина при закреплении фиксативами рекомендуется их применять в смеси с цинковыми белилами в соотношении 1 : 1 или 2:1.

Цинковые или титановые белила, как кроющие пигменты, вполне пригодны.

Связующее вещество для цветных карандашей состоит обычно из клея и воды и представляет собой раствор слабой концентрации не выше 3%.

Для приготовления раствора взвешивают 3 г траганта и всыпают в 100 см3 теплой воды и оставляют в покое на 8—10 часов.

Затем содержимое нагревают до тех пор, пока не образуется клейстер.

Если пигмент требует меньшей связи, например, охры, сиены (содержащие глинозем), то 3% раствор гумми разбавляют водой вдвое и втрое по объему.

Количество связующего для пигментов устанавливается в каждом отдельном случае опытным путем на основании предварительных проб, так как одни и те же по названию пигменты часто обладают различными свойствами.

Приготовление карандашей

Важно

Порошок пигмента стирают с водой в ступке в крутое тесто и затем прибавляют раствор связующего вещества

Паста немного подсушивается на воздухе, чтобы можно было формовать из нее карандаши. Тесто не должно быть сильно обезвоженным, чтобы оно не крошилось и не клеило.

Слегка обезвоженное тесто выкатывается в руках или между двух стекол (сильно нажимать не рекомендуется).

Можно также получить карандаши прессованием в гильзах, а также в металлических трубочках.

Часто масса продавливается в виде тонкой «колбаски» через матрицу винтового пресса; для этих целей можно легко приспособить обыкновенную небольшую мясорубку.

Шкала тонов получается при помощи разбавления белыми наполнителями.

Пигмент в тесте делится на две части: одна часть идет как первоначальный полный тон, к другой половине прибавляют наполнитель и раствор клея, затем перемешивают и снова делят на две части. Эту операцию повторяют до 10 раз, получая карандаши многих оттенков, содержащие различные количества наполнителя.

Некоторые пастельные карандаши например, изумрудная зеленая, скользят по бумаге; этот недостаток устраняется прибавкой в состав теста талька или стеариново-кислого кальция.

Сухие карандаши должны быть гигроскопичны и легко набирать влагу.

Если карандаши получились слишком твердые, то их надо вновь размельчить, смешать с водой и извлечь связующее вещество, а потом прибавить немного снятого молока или очень разведенного раствора мыла или овсяного клея.

Карандаши сушатся на бумаге при невысокой температуре в 20—40° С.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Как делаются краски?

Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных – применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.

Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.

Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.

Совет

Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!

С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.

Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.

В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.

Как делали первые краски

Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.

Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности.

Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество.

Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.

Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью.

А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо.

Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.

Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.

Компоненты красок

Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:

  • Красящие пигментированные частицы.
  • Основное связующее вещество.
  • Растворительные добавления.
  • Наполнительные материалы.

Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.

В роли связующего вещества часто применяются:

  • натуральный либо животный клей,
  • природная смола,
  • углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
  • твёрдые масляные продукты,
  • полимерные добавления.

Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.

Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:

  • водные,
  • масляные,
  • спиртовые,
  • кетоновые,
  • эфирные,
  • другие углеводородные соединения.
Читайте также:  Идеи дизайна помещений пекарен

Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.

Темперная краска

В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.

Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.

Акварельная краска

Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.

Основу акварельных красок составляют:

  • Природный гуммиарабик.
  • Растительные смолы.
  • Пластифицирующие вещества.
  • Мёд.
  • Глицерин либо сахарный песок.

Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.

Гуашевая краска

По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе.

Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость.

Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.

Масляная краска

Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле.

В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание.

Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.

Обратите внимание

Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.

Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.

Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.

Исследовательская работа «Акварельные краски. Их состав и изготовление» • Наука и образование ONLINE

Караваева Евгения Дмитриевна
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «Средняя школа № 40», 5 «А» класс
Научный руководитель: Соколова Наталья Валерьевна

Аннотация:

Актуальность выбранной темы вижу в том, что на потребительском рынке достаточно большой выбор акварельных красок от «любительских» до «профессиональных», но зачастую цена товара не соответствует его качеству. О том, как не «заблудиться» при выборе акварельных красок для живописи и посвящена моя исследовательская работа.

Гипотеза: в домашних условиях можно изготовить акварельные краски и они по своему качеству не будут отличаться от заводских.

Цель исследования: изучение состава акварельных красок различных производителей, изготовление акварельных красок в домашних условиях.

Задачи:

  1. Изучить состав и свойства акварельных красок.
  2. Изготовить акварельные краски в домашних условиях.
  3. Провести сравнительный анализ акварельных красок различных производителей.

Объект исследования: качество акварельных красок разных производителей и акварельных красок, приготовленных в домашних условиях.

Предмет исследования: акварельные краски различных производителей и акварельные краски, изготовленные в домашних условиях. Рисунки, исполненные «магазинными» и «домашними» акварельными красками.

Методы исследования:

  • изучение научной литературы, поиск информации в сети Интернет;
  • анкетирование, опрос
  • эксперимент;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • анализ и обработка результатов исследования.

Практическая значимость: Подрастающему поколению стоит знать о том, к чему ведет загрязнение почв, воздуха, воды.

Нужно пробуждать сознательность каждого, рассказывать информацию и показывать факты. Цифры – верные помощники в этом! Экологические  задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения.

Они воспитывают уважительное отношение  и заботу о собственном месте проживания.

Данную работу можно использовать: на классных часах, уроках математики, географии, биологии. Этим   проектом могут воспользоваться не только ученики, но учителя

Форма представления результатов: Доклад; презентация с результатами исследований; акварельные краски, приготовленные в домашних условиях; рисунок, выполненный этими красками.

Содержание работы:

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницуИсследовательская работа “Микробы – друзья или враги”

Многие дети перед столовой, после прогулки на улице, посещения туалета не желают мыть руки. Следует наглядно показать ребятам количество микробов на их руках. Бывают периоды, когда в классе или школе массово начинают болеть ученики. Чем это вызвано, и …

Исследовательская работа «Продукты пчеловодства в косметологии»

Когда-то один мудрец, умирая, на смертном одре сказал своим дочерям: « Я беден и ничего не могу оставить вам в наследство, кроме доброго совета: будьте умными, если сумеете,, будьте добрыми, если хотите, но красивыми будьте всегда!» Эта старая притча п …

Исследовательская работа “Бытовая химия и здоровье человека”

В современном мире бытовая химия используется везде, и не подозревая какой вред она приносит люди безвольно травят организм. Актуальность: проблема влияния бытовой химии на здоровье человека является наиболее актуальной в 21 веке, в то время, когда чел …

khimie.ru

Из пигментов можете приготовить акварельные и масляные краски.

Акварельные краски состоят из пигментов и связующих веществ, которые способствуют равномерному распределению краски на бумаге. Акварельные краски смываются водой, поэтому связующие вещества должны быть легко растворимы в воде.

В состав связующих веществ входят: а) клеющие вещества (гуммиарабик, декстрин, лиственничный клей, вишневый клей и др.),

б) вещества, способствующие лучшему наложению акварельных красок на бумагу и долгому хранению (мед, патока, сахар, глицерин и альбумин). В качестве дезинфицирующего вещества в краску добавляется карболовая кислота (фенол).

Гуммиарабик — растительная смола в виде прозрачных комков светло-желтого цвета, хорошо растворяется в горячей воде (в отношениях 1:1). Клеющая способность у гуммиарабика хорошая.

Лиственничный клей приготовляется из древесины лиственницы.

Декстрин — порошок светло-желтого или белого цвета, приготовляемый из крахмала.

Вишневый клей собирается с вишневых и сливовых деревьев, имеет коричневую окраску, слабо растворяется в воде (только в свежем виде). При действии кислот нейтрализуется и переходит в раствор, применяемый для приготовления акварельных красок.

Альбумин относится к белковым веществам, получается из очищенного от желтка и клетчатки яичного белка, высушенного при 50 °С.

Патока получается из крахмала. Она создает на картине прочную пленку и предохраняет краску от быстрого высыхания.

Глицерин употребляется для образования эластичной пленки, а также для длительного сохранения красок.

Важно

Краски могут быть трех видов: твердые (плитки), полутвердые (паста) и полужидкие (тюбики).

Существует много рецептов для приготовления акварельных красок, но мы остановимся только на тех, которые доступны для изготовления в школе или дома.

Качество красок во многом зависит от пигментов. Некоторые пигменты подвергаются обесцвечиванию от солнечных лучей, поэтому картина, нарисованная такими красками, выцветает. Картина, нарисованная берлинской лазурью, от действия солнечных лучей бледнеет, но, будучи внесена в темное помещение на некоторое время, приобретает свой прежний вид.

Очень хорошим материалом являются природные минеральные охры различных цветов, цинковые кроны и белила, коричневый, красный и другие марсы.

Сначала приготовьте твердые акварельные краски.

Предварительно растворите декстрин в воде, для этого в фарфоровую чашку налейте 6 мл воды и насыпьте 7 г декстрина, тщательно смешайте и нагрейте на слабом огне до полного растворения. Следите, чтобы не подгорел декстрин.

Если у вас декстрин комковатый, то его предварительно разотрите в порошок в ступке. К полученной массе добавьте 6 г крахмальной патоки или меда и 5 капель 5-процентного раствора карболовой кислоты. Всю массу растирайте в ступке до тех пор, пока она станет однородной и без крупинок.

Особенно обращайте внимание, чтобы в краску не попали примеси.

В связующее вещество прибавьте пигмент того цвета, краску которого вы хотите получить. На 1 часть связующего вещества берите 2 части пигмента.

Снова хорошо разотрите массу в ступке до сметанообразного состояния, после чего переложите в фарфоровую чашку и нагревайте до 35-40 °С.

Совет

Через некоторое время краска начнет густеть; когда она примет состояние густого теста, выложите ее шпателем на гладкое стекло и сформуйте в виде отдельных четырехугольных плиток. В таком состоянии оставьте плитки на несколько дней.

Быстрее твердеют плитки, если в составе связующего вещества гуммиарабик или вишневый клей.

При наличии гуммиарабика или вишневого клея можете использовать следующий рецепт: 4 весовые части 50-процентного раствора гуммиарабика, 8 весовых частей 50-процентного раствора декстрина, 2,1 весовой части патоки или меда и 5 капель 5-процентного раствора карболовой кислоты. (Вместо гуммиарабика можно использовать вишневый или лиственничный клей.)

Полусухие краски также состоят из пигментов и связующих веществ.

Для приготовления этого вида красок поступайте следующим образом: возьмите 7 мл 50-процентного раствора гуммиарабика, 7 мл безводного глицерина, 2 г патоки или меда и 5 капель 5-процентного раствора карболовой кислоты.

Процесс приготовления полусухих акварельных красок начинается с растворения связующих веществ и их смешивания, затем продолжительного растирания в ступке, как это было описано при приготовлении твердых красок.

Когда связующее вещество готово, смешайте с ним красящий пигмент. Для синего кобальта, коричневого, оранжевого и красного марса, желтого кадмия, английской красной окиси хрома берите на одну часть пигмента одну часть связующего вещества. Для зелени, желтого марса, свинцового и цинкового крона, берлинской лазури и охры возьмите 78-80 % связующего вещества и остальное — красящий  пигмент.

Читайте также:  Свой бизнес: производство металлочерепицы

Готовую массу слегка подсушите при температуре 40-50 °С до желаемой густоты.

Процесс приготовления полужидких красок тот же, что и твердых, но готовую массу краски не нужно сушить.

Полученные краски разлейте по маленьким скляночкам.

Кроме акварельных красок, вы можете приготовить масляные краски.

Масляные краски готовятся довольно просто — для этого только нужно иметь хорошо очищенное, светлоельняное масло, идущее для художественных работ. Масло это можно приобрести в магазине, торгующем художественными акварельными и масляными красками или в магазине химических товаров.

Обратите внимание

Для приготовления масляных красок поступайте следующим образом: насыпьте красящий пигмент, например желтый крон, в небольшую ступку и хорошо разотрите пестиком, затем тонкой струей или каплями добавляйте масло, продолжая растирать массу. Следите за тем, чтобы не было комков и крупинок и слишком много масла. Растирать нужно до тех пор, пока краска не примет вид сметаны средней густоты, после чего шпателем уложите краску в баночку.

Масляные краски могут храниться в хорошо закрытых сосудах довольно продолжительное время.

Если краски сильно загустеют, то их перед употреблением растирают с маслом.

Из чего делают краски

Человечество рисует уже не одну сотню лет. Об этом вполне убедительно свидетельствуют и экспозиции музеев изобразительного искусства и наскальные рисунки, которые можно увидеть в некоторых пещерах.

В общем, рисунки есть, а вот откуда взялись краски, особенно у наших далёких предков, оставивших изображения сцен охоты и много других не всегда понятных изображений — вопрос. Причём ответ на него, по крайней мере, первая его часть, достаточно прост.

Вы наверняка замечали, что некоторые растения (ягоды или свёкла) могут окрашивать как кожу рук, так и другие поверхности. Заметили это и наши предки. Кроме растительных красок у них в арсенале были сажа, различные глины и некоторые минеральные пигменты, в частности, охра.

Времени на эксперименты также было в достатке и самые первые в истории человечества художники смешивали имеющиеся материалы с другими веществами и стремились сделать свои краски как можно более долговечными и стойкими.

Чтобы краски держались долго, потребовалось подобрать подходящий связующий элемент. Это могла быть глина, животный клей или яйца. Яичный желток и сегодня используется для изготовления красок в качестве одного из связующих элементов основы.

В качестве красящих пигментов использовались главным образом охра и умбра. Позднее, с развитием металлургии, палитра расширилась, в ней появились не только красные и коричневые оттенки, но и оттенки зелёного и синего.

В любой краске можно выделить 4 компонента:

  • красящий пигмент
  • связующие вещества
  • растворитель
  • наполнитель

Каждый из этих компонентов влияет на свойства краски. С пигментом всё понятно, поэтому перейдём к связующим веществам.

В качестве связующих элементов используются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, которые можно растворить в воде или в маслах, твердеющие масла, различные полимеры.

В красках эти вещества играют роль пленкообразователей. То есть при высыхании краски, именно благодаря связующим, образуют на поверхности прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.

Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Выбор растворителя зависит от того, какое связующее использовано в краске, как правило, в этой роли выступают вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и другие углеводороды.

Наполнители вводятся в состав красок с целью модификации их текстуры и матовости. Также не обойтись без наполнителей при изготовлении термостойких красок, в том числе и тех, что применяются в гончарном деле для росписи изделий.

Важно

Подробно описать все этапы приготовления красок в рамках статьи просто невозможно, но мы постараемся кратко описать процесс создания различных красок. Начнём с темперы.

Эти краски изначально делались на водорастворимой основе, в число компонентов которой входил как раз яичный желток.

Сегодня для изготовления темперных красок в промышленных масштабах используют казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола).

Акварельные краски замешивают на основе природного гуммиарабика — это такие смолы растительного происхождения, а в качестве пластификаторов используют мёд, глицерин или сахар. Потому и пишут на упаковках «Акварель медовая».

Несмотря на всю безобидность состава, пробовать акварель не стоит: в состав входят и некоторые антисептики, в частности, фенол. При попадании в организм он может стать причиной нешуточного отравления.

Акварельные краски родом из Китая, так же как бумага.

Гуашь по своему составу близка к акварельным краскам. Однако при высыхании гуашевые краски значительно светлеют и их поверхность становится бархатистой. Связано это с тем, что в гуашь добавлены белила, дающие такой эффект.

Масляные краски чаще всего изготавливают на основе льняного масла, реже используют алкидные смолы. Впервые эти краски начали делать в Европе в 15 веке, но кто именно их изобрёл — неизвестно. При высыхании масляные краски не меняют свой цвет, позволяя добиваться поразительно глубоких тонов и оттенков.

Любая палитра — это, в первую очередь, основные цвета. Их получают благодаря вот каким пигментам:

  • Красный: киноварь, гематит, охры красные.
  • Оранжевый: реальгар, ванадинит.
  • Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
  • Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит.
  • Голубой: азурит (в тонком помоле).
  • Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит (индиго минеральный), рибекит.
  • Фиолетовый: лазурит (ультрамарин природный, после умеренного прокаливания).
  • Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
  • Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, вад).
  • Чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит.

Как сделать домашние акварельные краски?

Изготовление домашних красок – моё маленькое хобби. Я начала свои эксперименты пару лет назад и отдаю предпочтение доступным материалам, которые есть почти в каждом доме. Я читаю детские блогги в поисках новых рецептов, пробую их, бывает что-то изменяю и, конечно, сама придумываю новые рецепты.

Хочу выразить благодарность ресурсу Wtalks за идеи жидких акварелей из высохших фломастеров (/wtalks.

com/kak-sdelat-zhidkie-akvarelnye-kraski-dlya-detey), безопасных красок для детского боди-арта (/wtalks.com/delaem-bezopasnye-kraski-dlya-detskogo-bodi-arta) и рисование солью (/wtalks.

Совет

com/solevoe-risovanie-dlya-detey-i-ih-roditeley). А теперь я хочу поделиться собственным рецептом домашних акварельных красок.

Не знаю как ваши дети, а моя озорница может истратить целый лоток магазинных акварелей буквально за считанные минуты. К тому же иногда качество купленных красок оставляет желать лучшего. Вот поэтому я отдаю предпочтение краскам домашнего производства – игры с ними длятся намного дольше, и цвета не пачкаются между собой в процессе творчества, как обычные акварели в мелком лотке.

Быть может, качество домашних красок не устроит взыскательного профессионала, но они очень хороши для занятий с малышами, а также подойдут детям, которые любят рисовать каждый день. Теперь вам не придётся часто бегать в магазин, чтобы пополнить запас красок, ведь вы начнёте изготавливать свои собственные!

Если вы всё ещё сомневаетесь, что вам по силам сделать акварельные краски в домашних условиях, то хочу вас заверить – всё очень просто! Вам понадобится всего лишь несколько доступных ингредиентов, которые наверняка уже хранятся в вашем шкафу.

Итак, рецепт твёрдых домашних акварельных красок:

— 4 столовые ложки соды;

— 2 столовые ложки бесцветного уксуса;

— 1/2 чайной ложки кукурузного сиропа (можно заменить любым другим светлым сиропом);

— 2 столовые ложки крахмала (я использовала кукурузный, но, думаю, картофельный тоже подойдёт)

пищевые красители (порошкообразные помогут добиться более интенсивного цвета, чем жидкие красители);

— жесткая форма для кексов (или лоток для заморозки льда).

Процесс изготовления домашних красок:

Смешайте соду с уксусом (обязательно позовите малыша понаблюдать за этим научным экспериментом) и подождите, пока шипение прекратится. Обычно я использую мерный стаканчик или контейнер с носиком – потом будет удобно разливать смесь по ячейкам.

Добавьте туда кукурузный сироп и крахмал и перемешивайте ингредиенты, пока не получите однородную консистенцию (крахмал должен полностью раствориться).

Разложите смесь по ячейкам формы (мне двойной порции этого рецепта хватило, чтобы заполнить до половины все 12 ячеек формы для мини-кексов).

Обратите внимание

А теперь достаньте краситель и приступайте к самому интересному! Добавьте цвет в ячейку и хорошо перемешивайте зубочисткой или палочкой от эскимо в течение одной минуты.

Я поискала в закромах и нашла несколько пакетиков сухого красителя для пасхальных яиц, оставшихся с прошлого года. В остальные ячейки мы с дочерью добавили жидкие пищевые красители.

Я люблю смешивать базовые цвета и получать свежие интересные оттенки, надеюсь, вы тоже получите удовольствие от этого занятия.

В случае жидких красок мы добавили 6 капель, чтобы получить цвет нужной интенсивности. Дополнительная щепотка крахмала помогла избавиться от лишней жидкости.

Теперь самая сложная часть процесса: ожидание. Ваши акварельные краски должны полностью высохнуть. В некоторых случаях это может занять до двух дней, но я задвинула лоток с красками под батарею, и они высохли менее чем за сутки.

Когда ваши краски затвердели, просто намочите кисточку и попробуйте рисовать! Помню, в первый раз я была так впечатлена самим процессом приготовления красок, что никак не могла дождаться, чтобы наконец проверить результат.

Краски скользили как по маслу, цвета были яркими и выглядели отлично! Они однозначно лучше, чем любые акварели из обычного канцелярского магазина, которые мы когда-либо использовали. После высыхания наши краски имели слегка меловой оттенок, но всё равно смотрелись куда лучше, чем прошлые краски, которые мне довелось купить на распродаже.

И ячейки в форме для кексов мне нравятся намного больше, чем неглубокие близко расположенные лунки в плоских лотках, в которые разливают краски на заводе. Наши краски всегда остаются чистыми и не смешиваются друг с другом, в отличие от покупных, которые все перепачкаются, пока ребёнок водит по ним кисточкой.

Важно

Осталось добавить, что эти домашние акварельные краски не въедаются в кожу и легко отстирываются, поэтому сеанс детского творчества не обернётся для вас испорченной одеждой.

Ссылка на основную публикацию